Виды плетения корзинок из травы и ниток традиционным методом.
Прикладное, гончарное, кузнечное искусство, изготовление одежды – это одно из важнейших видов народного творчества. Оно определяет духовную и этническую ценность каждого народа. Каждый орнамент связан с историей и обычаями народа. Коряки, не являются исключением. Суровые климатические условия продиктовали им жизненно необходимые навыки для выживания на Камчатке, что повлияло на быт и культуру в целом.
В свое время, малочисленные народы Камчатки, использовали природные материалы для изготовления всевозможной утвари необходимой в хозяйстве. Причиной тому нехватка утвари как таковой, поэтому коренные жители Камчатки приспособились в изготовлении корзин из природных материалов. Изготовленную утварь использовали для переноски воды, хранение мелочей, ягод и прочего. Так же корзины и мешки являлись бартерным товаром, которые использовали при обмене с оленеводами (чавчувенами) на мясо и шкуры оленя. В трудах Богораза, Иохельсона, Стебницкого зафиксированы несколько видов плетения корзин из травы, крапивы и корней ивы. Иохельсон признаёт, что у коряков техника кольцевого и витого плетения корзин лучше и разнообразнее по технике, чем к примеру, у эскимосов. [Иохельсон. Стр.141].
Плетение корзин больше развито было у береговых коряков. Корзины были разной формы и разных размеров, каждая играла свою роль в хозяйстве.
Стебницкий пишет в своё время, что у коряков очень развито плетение корзинок и мешков. Коряки северного и западного побережья использовали не только съедобные травы для плетения корзин, но и крапиву, дикую рожь, морскую траву. Стебницкий так же пишет, что он застал в селе Карага, Карагинского района, мастериц, которые славились плетением корзин разнообразной формы и орнаментовки [Стебницкий, 137]. К примеру, если взглянуть на фотографии, где отображены работы Варвары Николаевны Чечулиной, можно рассмотреть, плетение очень плотное или с отступом в 05 сантиметров. Орнаментовка в её работах имеет разнообразную форму и цветовую гаму.
Во время исследований, этнографы описали 4 вида плетения
- Кольцевое плетение из колосняка.
- Тканное плетение из крапивы и кипрея.
- Тесёмное плетение из травы.
- Лубковое плетение из ивовых корней.
Орнаментовка корзин в основном геометрическая: Четырёхугольники и прямоугольники с использованием окрашенного волоса молодого тюленя виде кисточек; Прорезная вышивка из окрашенных травяных ниток; Несимметричные зубцы; Вертикальные и диагональные полосы; Узоры, расположенные в шахматном порядке.
Береговые коряки в течении нескольких веков разработали технологию по окрашиванию не только шкур, кожи и меха животных, но и для окрашивания травяных нитей, которые использовали для украшения плетённых корзин и мешков [В.И. Иохельсон, «Коряки», стр. 141]. Краску добывали из морского или, отвар болотного мха, толчённого угля смешанный с рыбьим жиром, отваром ягод шикши, жженной травы колосняка. [В.И. Иохельсон, «Коряки», стр. 140].
Материал для плетения корзин заготавливался осенью, после сбора собранная траву перевязывают пучками и вывешивают под балаган или в темное, прохладное, хорошо проветриваемое помещение. Основная работа по плетению корзин производится зимой, это отметил Иохельсон: «Корячки собирают крапиву тоже осенью по окончанию рыболовного сезона, связывают её в пучки и вешают сохнуть под балаган. Зимой из неё делают нитки…» [В. В.И. Иохельсон, «Коряки», стр. 141]. Из колосняка делают корзины кольцевого плетения. Колосняк собирают осенью на песчаных склонах речных берегов, сплетают в косу и сушат над балаганом [И. Иохельсон, «Коряки», стр. 140].
Зимой высушенный колосняк делят на пучки, пучки будут служить основой для корзины. Затем обматывают во круг основы кольцами, закрепляют соломенной нитью, тем самым закрепляя стенки корзины. Для шитья использовали железные или костяные иглы [В.И. Иохельсон, «Коряки», стр. 141, Рис. 106, 107]. Украшали корзины, чередованием чёрных, красных и неокрашенными связующими нитями. [В.И. Иохельсон, «Коряки», стр. 141].
В начале XX века коряки стали использовать капроновые нитки, поскольку они более крепче, прочнее, износостойкие. Однако некоторые корзины всё же делали из травы, например, для сбора и хранение собранной ягоды, для переноски воды.
Несколько способов плетения корзин из травы.
1 способ.
Морскую траву — тв’аю, произрастает на берегах моря. Собирают в конце августа по середину сентября, в прибрежных районах. После сбора, пучками высушивают в подвешенном состоянии в темном, хорошо проветриваемом помещении до золотистого оттенка. Первый слой используют для плетения из 6 или 8 штук листьев длинную тесьму. Замет, из тесьмы, формируют овал, и края тесьмы прошивают заранее приготовленные кручёной ниткой и иголкой, формирую дно корзины, прошивая тесьму горизонтально. Дно корзины зависит от того какую корзину делает мастерица, если это большая корзина для переноски груза, то и дно делают соответственное. Как только дно сформировали, начинают формировать стены корзины. Для этого тесьму пришивают вертикально. Если тесьмы не хватает, в неё вплетают ещё траву, и так продолжают до тех пор, пока стены корзины не окажутся на необходимой высоте. Края стен обшивают шкурой нерпы или оленя. Данный способ хорошо описал в своих трудах В. Иохельсон: «Дно образует длинная узкая полоса кожи, к другому концу которой пришивается конец тесьмы. Тесьма спиралью обвивается сначала вокруг полоски кожи, затем спиральные витки тесьмы сшиваются между собой. Эти мешки украшают, вставляя в некоторых местах куски темной или орнаментированной тесьмы на длину витка спирали вперемежку с гладкой, неокрашенной…» [В.И. Иохельсон «Коряки», стр. 142-144]
Как правило, у коряков, проживавших в Карагинском районе селе Анапка, в отличие от алеутов, ручки у корзин отсутствуют. Эту функцию выполняют веревка и петля, соединяющие противоположные стенки корзинок. И наголовник из шкуры нерпы, концы которого сужаются, а середина наоборот расширяется сантиметров на 10. Как писал Иохельсон: «… К мешку приделана женская лямка для ношения на голове.» [В.И. Иохельсон «Коряки», стр. 142]. Наголовник прикрепляется к стенке корзины со стороны спины. У Лесновских коряков, ручки, стали приделывать в более современное время, в более позднее у лэпэ-плетённому мешку, пришивали наголовники.
2 способ. Называется – тнывыйырусгын (сшитая корзина)
Берётся лист травы-тыв΄аю и на круглую основу из шкуры нерпы пришивают слой за слоем. Перед тем как начать пришивать слои, траву прокручивают по часовой стрелке, чтобы трава не растрепалась и ложилась плотным слоем. Стежки 05 сантиметров. Дно и стены формируют, как и в первом случае. Если это корзина для сбора ягод, то края стен не обшивают шкурой нерпы. Такой же способ описал И.В. Иохельсон «Коряки», называя его кольцевым плетением [В.И. Иохельсон, «Коряки», стр. 141]. Причём он описал два разновидных способа плетения из колосняка или как его ещё называют – дикая рожь.
3 способ. Корзина из тесьмы.
После обработки растительного материала (крапивы или колосняка), ссучивают нити. Затем, плетут широкую тесьму из шести или восьми нитей. (Рис. 1- плетение из 6-ти нитей крапивы).

Эту тесьму пришивают к полоске кожи тюленя, нерпы или лахтака спиралькой, пришивая тесьму друг к другу. Орнаментировали либо из кусков темной тесьмы, либо орнаментированной тесьмы на длину витка. (Рис. 2 соединение тесьмы).

4 способ.
Собирают морскую траву. Высушивают как описано выше. После просушки делают циновку. Соединяют края циновки, перевязывают и получается в виде гамака. Раздвигают края корзины, засыпают ягоду и закрывают. Оставляют в прохладном месте. Ягода во время хранения остаётся свежей и сохраняется надолго.
Плетение из капроновых ниток.
Задолго до появления капроновых ниток, корякские женщины плели корзины в большинстве своём из морской травы.
Работа Екатерины Григорьевны Белоус. с. Лесная, Тигильский район.
При появлении современных материалов, мастерицы стали использовать капроновые нити для изготовления корзин и мешком. До сих пор женщины, живущие у Берингово моря, собирают по берегу остатки разноцветных, капроновых бухт, канат. Распутывают, вытягивают середину, затем кипятят их, тем самым очищая нити от грязи и соли. Просушивают и приступают подготовительной работе таким образом: две рабочие нити и нити образующие будущую основу корзины или мешка, готовят заранее. Толщину нитей определяет сама мастерица: делят нить на две равны части и ссучивает их определённой длины. [В.И. Иохельсон, «Коряки», стр. 141].
Концы завязывают, чтобы во время работы они не растрепались. Рабочие нити готовят таким же способом: после ссучивания их между ладонями определённой длинны, соединяют нити и сматывают в клубок, по мере продвижения работы их разматывают. Причём нити как для основы корзины, так и рабочие берут разных цветов. Затем определяют рисунок и просчитывают сколько нужно тех или иных цветов нитей: чёрные, синие, красные, жёлтые, белые и т.д. Плетут с право на лево. Самое сложное в работе с плетением – это формирование дна корзины или мешка.
Когда всё готово для работы, берут по одной нити, разложенные по рисунку, кладут серединой на рабочую нить и захватывают её в петлю путём скрещивания рабочих нитей. (Рис.3 – захват в петлю рабочей нитью).
Закрепив первую нить, кладут вторую, снова идет захват в петлю рабочей нитью. (Рис. 4).
Рисунок 4.
И так до тех пор, пока не определится желаемый размер изделия.
Как правило перед тем как начать работу, мастерица раскладывает нити что будут служить как основа для корзины или мешка на столе, в том порядке, как она определила вертикальный рисунок. В этой очерёдности начинает плести дно корзины.
Когда все разложенные нити в работе, мастерица начинает закруглять дно корзины. Перед закруглением, в боковины корзины добавляется нить другого цвета для расширения дна. (Рис 5 – шаг 1, добавление за 1 разом, на рисунке отмечен зелёным цветом).
Провязывается. Затем, мастерица провязывает нить, находящуюся в работе, закрепляет их между нитями находящиеся в работе (на рисунке 5 основные нити обозначены красным цветом). После, провязывает добавленную нить, как показано на рисунке 6 – шаг 2.
Берёт ещё дополнительную нить (на рисунке 7-8 оно отмечено оранжевым цветом), провязывает её.
После оранжевой нити вновь добавляет зелёную нить (рисунках 9-10) и провязывает как описано выше.
По окончании добавления нитей с правого бока, мастерица начинает провязывать стенку корзины до следующего закругления. Дойдя до противоположного конца, провязывает дополнительные нити, так же как показано на рисунках – 5-10 и рисунок 11.
Причём дополнительные нити добавляют до тех пор, пока дно корзины и её боковины не приобретут округлую форму.
Стенки корзины украшаются орнаментом прямоугольной, ромбовидной, зубчатой или прямоугольной формы. Как правило для этого используются разноцветные, капроновые рабочие нити. Нити мулине в виде кисточек, так же могут быть использованы для оформления корзины. [В.И. Иохельсон «Коряки», стр. 173 (Рис. 157, 158)].
Достигнув желаемой высоты, концы нитей загибают внутрь корзины и провязывают (Рис. 12-13).
Для прочности верха корзины прошивается нерпичья полоска. [В.И. Иохельсон «Коряки», стр. 142]
С лицевой стороны пришивается петля из шкуры нерпы. К противоположному краю мешка закрепляется шнурок, заплетенная в косичку из тех же ниток что плетенный мешок.
Мешок служит для переноса груза (ягод, вещей, шишек), или же для переноса грудного ребёнка. Для удобства к мешку пришивается головная лямка с плетенным шнурком в виде петли. [В.И. Иохельсон «Коряки», стр. 142]/ Лямка и шнурок позволяют распределить груз. Во время переноски тяжестей женщина держится за петлю, тем самым не даёт весу оттягивать голову назад.
Оконченная корзина, заполняется мешком с песком, для того чтобы, корзина обрела окончательную форму.
КОРЯКСКИЕ МАСТЕРИЦЫ.
Каждая мастерица обладает богатым внутренним миром и каким-то особым внутренним взглядом. Этот дар, бережно передали им предки. Этим богатством они спешат поделится со всеми окружающими их людьми. Национальное своеобразие, богатство творческой фантазии, техническое мастерство, давние традиционные корни, присущи каждой мастерице, приживающей на территории Корякии. О некоторых из них мы расскажем в этой книге.
Татьяна Николаевна Голикова. Корякское имя Елӄывӈав΄ут, что в переводе означает – перемена сезона (с зимнего на весенний период). Второе имя Анук – «Весна». Награждена орденом Мать-героиня, орденом «Материнской славы» III степени. Не имея даже начального образования, она стала Членом Творческого Союза Художников России. Являлась почётным гражданином Карагинского района, Камчатской области.
Родилась непревзойдённая мастерица в селе Анапка Карагинского района 7 мая 1937 году, в семье немыланов (нымылг҆у -береговые коряки). Кроить и шить национальную одежду, плести корзины, научилась у бабушек, когда работала вместе с супругом Савелием Васильевичем в табуне. Не смотря на то что, она родила 10 детей и воспитывала их, и по большей части времени уделяла для того чтобы обшить, накормить пастухов, её опыт и мастерство со временем благодаря неустанному труду только умножился и приобрёл уникальность в своём роде. Она не забывала обучать основам науки шитья, своих дочерей, передавая им своё умение. После выхода на пенсию, она всё время стала уделять прикладному творчеству. Начала экспериментировать с природными красками, добиваясь максимально ярких цветов при окрашивании шкур для национальной одежды, оленьего подшейного волоса. Даже научилась использовать перья воронов для шитья узоров. За всё, за что бы не бралась мастерица, она доводила до совершенства. Результатом стали её уникальные вещи и изделия, находящиеся во всех фондах музея Камчатского края, частных и зарубежных коллекциях.
Татьяна Николаевна, своим богатым опытом делилась не только с дочерями, но предавала его всем желающим, всем кто к ней обращался за помощью, и никто никогда не слышал от неё отказа.
Знаменитая мастерица Корякского округа, прославляла корякский народ на всесоюзных, всероссийских, региональных выставках в нашей стране и за рубежом. Проводила мастер-классы по декоративно-прикладному искусству в том числе на Аляске. Консультировала зарубежных лингвистов.
За свои заслуги Татьяна Николаевна имеет множество грамот и дипломов всевозможных окружных, краевых и региональных фестивалей. Памятные подарки от администрации городского округа «посёлок Палана» и администрации посёлка Оссора, Карагинского района, администрации Округа, Совета народных депутатов, Законодательного собрания Камчатского края.
Диплом I региональной выставки-ярмарки «Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов и ремёсел Крайнего севера и Дальнего Востока», номинация «Национальное шитьё из кожи», памятный подарок шкура песца, г. Якутск, Республика Саха (Якутия) — 27-30 ноября 2003г. Грамота в рамках I региональной выставки-ярмарки «Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов и ремёсел Крайнего севера и Дальнего Востока», номинация «Национальный костюм», г. Якутск, Республика Саха (Якутия) — 27-30 ноября 2003г Почётная грамота «Совета народных депутатов Камчатской области», памятный подарок наручные часы — 2004г. Диплом Окружного конкурса декоративно-прикладного творчества Корякского автономного округа, пгт Палана, в рамках Международного 10-летия (1995-2004) коренных малочисленных народов мира – 2004г. Благодарственное письмо Губернатора Корякского округа О.Н. Кожемяко, пгт Палана – 2005г. Благодарственное письмо Законодательного собрания Камчатского края – январь 2019г. Диплом лауреата VII регионального фестиваля творчества коренных народов и этнических групп Камчатки «Золотые родники», г. Петропавловск-Камчатский — 06 августа 2016г.
Работы Татьяны Николаевны Голиковой.
Дарья Васильевна Такьявнина.
Награждена орденом «Материнская слава» III степени. Чуткая, доброжелательная, с невероятно добрыми глазами мастерица. Обладает огромным иммунитетом против невзгод и жизненных тягот. Мудрая, готовая помочь советом, а главное поделится своим приобретённым опытом в тонкостях и нюансах пошивы национальной одежды, плетении корзин. Кроме повседневных домашних дел, она успевает шить, кроить, плести корзины. В период летнего сезона, на своей рыбалке с мужем Володей заготавливает сушёную юколу, священную траву -лг҆утаŋу (болотная трава). Корякское имя Дарьи Васильевны, Тыŋаŋав΄ут, что в переводе означает – «Растёт всё». Однако все ласково её называют Тарьяг΄ыче – «Дарья, сестра моя». Знаток корякской национальной культуры.
Родилась Дарья Васильевна 12 августа 1940 году, селе Потгагирное (Пытӄагыŋки – что в переводе означает «Море, заполненное жиром», куда не посмотришь, кругом нерпы), Карагинского района. Закончила начальную школу. Шить национальную одежду, плести корзины научила мама. В семье Дарьи Васильевны до сих пор жива традиция преемственности, она считает очень важным уделять внимание своей дочери Галине чтобы передать ей тайны обрядов и ритуалов своего народа. А также, Дарья Васильевна, передаёт Галине, своё умение по шитью национальной одежды и премудростям плетению корзин.
Работы Дарьи Васильевны Такьявниной.
Дарья Павловна Уварова.
Поистине, сильная женщина, в тяжелое военное время многодетная мама трудилась на благо Победы во время Великой Отечественной войны. Её корякское имя Г΄амма, что переводится – мама. Названа в честь своей бабушки Калакг΄у.
Дарья Павловна Уварова родилась в табуне, место это называется на корякском языке – Тынӄаплюк 07 ноября 1930 года. Рано потеряла родителей, воспитывали её тётя и дядя. Шить национальную одежду, училась у всех, кто был готов помочь, приобрести необходимые навыки. Со временем её работы стали замечать знатоки и ценители корякского творчества. С 1960 года Дарью Павловну стали приглашать на выставки, в начале районные, за ними состоялись окружные и областные выставки. Всесоюзные и Всероссийские выставки стали венцом признания Дарьи Павловны как признанного мастера по пошиву национальной одежды. За всё, что не бралась мастерица, все изделия, получались, добротными, отличались завидным качеством. Богатые изделия в разное время были приобретены для музеев города Петропавловска-Камчатского, Карагинского районного краеведческого музея п. Оссора, Корякского окружного краеведческого музея посёлка Палана и др.
Признанием её мастерства стали: присвоение почётного звания гражданина Карагинского муниципального района. Грамота Управления культуры – 1997г. Лауреат выставки к 300-летию присоединения Камчатки к России. Благодарственное письмо Карагинского муниципального района в связи с 30-летним юбилеем Карагинского района – 2014г. и другие.
С 1983 года, Дарья Павловна, является постоянной участницей национального фольклорного ансамбля «Нунун». И, несмотря на преклонный возраст, она до сих пор ведёт активный образ жизни и выезжает в составе ансамбля «Нунун» в гастрольные поездки, не забывая свои уникальные работы, чтобы радовать ими поклонников декоративно-прикладного искусства.
Работа Дарьи Павловны Уваровой.
