Славный труженик, артист, самобытный мастер
7 ноября исполнилось 85 лет ГОЛИКОВУ С.В. – самобытному корякскому мастеру декоративно-прикладного искусства, самодеятельному артисту, участнику корякского ансамбля «Лаутэн» (с. Ильпырь). Савелий Васильевич награждён орденами и медалями за достижения в труде, является Почётным гражданином Карагинского района. Сегодня мы публикуем его краткую биографию, а также рассказ о нём его дочери — Голиковой Светланы Савельевны.
Родился 7 ноября 1933 года в селе Анапка Карагинского района Камчатской области Дальневосточного края.
Воспитывался в семье старшего брата Ивана Васильевича Голикова. В 1940 г. Савелий пошёл в школу, окончил четыре класса. С 1948 г. начал работать в кооперативе, затем в колхозе «Тумгутум», где общий стаж его работы составил 18 лет. После реорганизации продолжил трудовую деятельность в олене совхозе «Карагинский» бригадиром оленеводческого звена №1.
В 1970-х гг. по направлению Карагинского отдела культуры прошёл ускоренные курсы киномехаников и стал работать методистом агиткуль-тбригады: развозил почту и художественную литературу в оленеводческие звенья на собачьей упряжке, проводил политзанятия, показывал кинофильмы, рассказывал оленеводам новости о Советской стране.
В 1991 г. С.В. Голиков ушёл на пенсию, посвятив свободное время творческим занятиям вместе с женой — известной корякской мастерицей Татьяной Николаевной Голиковой.
В счастливой семье Савелия Васильевича и Татьяны Николаевны Голиковых в атмосфере любви, заботы и труда родились 11 детей. В 2008г. супруги отметили золотую свадьбу.
Голиковы и их дети много лет являлись активными участниками ансамбля «Лаутэн». Семейный ансамбль Голиковых имеет большое количество благодарственных писем и дипломов за участие в различных окружных и районных конкурсах и фестивалях.
Савелий Васильевич награждён орденами и медалями за многолетнюю работу в оленеводстве. Он — Ветеран труда.
Но по-настоящему прославили Савелия Васильевича его творческие работы, выполненные из дерева. Чего стоит одна только миниатюра, изображающая собачью упряжку! В ней каждая собака обладает своим характером — помогает каюру или ленится, вывалив на бок крохотный язык.
За большой вклад в сохранение и пропаганду традиционного искусства народов Севера С.В. Голикову вручены грамоты и благодарности Правительства и Законодательного Собрания Камчатского края, он удостоен дипломов и призов различных фестивалей, выставок народного творчества.
Некоторые награды хранятся в Корякском окружном краеведческом музее. Уникальные работы Савелия Васильевича, зачастую выполненные простым ножом, находятся в фондах краевого и окружного музеев, а кроме этого — в частных коллекциях. Савелий Васильевич до сих пор принимает активное участие в культурной жизни Корякского округа.
«Духовный мир Севера», биографический справочник.
***
Голиков Савелий Васильевич родился 07.11.1933. Родителей не помнит, поскольку осиротел, когда он был совсем маленький. Один фрагмент с мамой он помнит: «Я и мама идём по тундре. Всё для меня тогда казалось большим. И вдруг над нами, низко совсем, большие железные птицы начали пролетать, мама испугалась и закрыла меня собой. Дальше не помню». Вот всё, что запомнилось. Воспитывала его одна бабушка.
Помню его по табуну. Поджарый, подвижный, всю жизнь шагает с шутками, прибаутками. Помню, придёт с дежурства, а мама к его приходу целый таз лепёшек нажарит. Я выхватываю ещё горячую лепёшку и бегу ему навстречу. А он так радуется, припевает весёлую песенку. Или в августе к его приходу всегда наберу горсть ягоды и угощаю его.
Меня в табуне называли пастушкой, потому что всегда с папой в табун на целый день убегала. А он всегда рано вставал, и если табун недалеко, то брал меня с собой. Папа до сих пор вспоминает, как мне говорила мама: «Дочка, завтра будешь варить для пастухов». Я тут же к папе: «Папа, я завтра с тобой на дежурство пойду». Однажды даже с начальством пытались договориться мне полставки платить за дежурство в табуне, но там отказали — несовершеннолетняя…
Когда я была с папой, он рассказывал о повадках оленей: кого надо будить под кустом, кто наоборот — любит убегать, а кто постоянно коптится возле костра, за что таких называли «копчёными».
Однажды, табун снялся с места, убегая от оводов, мы — следом. Глядим, волк рядом с лисой бегут в одном направлении. Я тут же с расспросами к папе: «А почему они вместе бегут?». Он в ответ: «Лето сытное, они не голодные».
А вот ещё один случай. Пошли мы с папой на лабаз за солью. Точнее, я поехала на нашем коне Плясуне, а папа — пешком. Дошли, а соли нет, а обедать как-то надо. Рядом речушка глубокая, а в яме горбуша плещется. Мы одну ведром поймали, отварили, добавили борщ из банки и ушли, так и не раздобыв соли. Позже нам на вертолёте забросили все необходимые продукты.
Хочется немного рассказать о Плясуне. Конь-работяга — добрый, послушный красавец. О нём говорили, что он пришёл к нам из цирка. Повредил себе ногу, вот и списали. То ли это была байка, то ли правда, я так и не поняла.
А была ещё лошадь Майка — резвая, молодая кобыла. С ней управлялся только дядя Федя, наш родственник. Дядя Федя работал в табуне ветеринаром. Имея только два больших пальца на обеих руках (последствия травмы), он всегда выполнял свою работу с большой сноровкой и профессионализмом. Это был добрый, отзывчивый человек, посвятивший свою жизнь здоровью оленей.
…Папа был бригадиром, и мне всегда было интересно наблюдать, как он обсуждает вопросы, касающиеся дежурств на следующий день, или направления, в котором следует гнать табун (туда, где есть много ягеля). Иногда оленей наказывали, это было во время грибной поры, когда ими было очень трудно управлять — то и дело они убегали от пастуха, которому приходилось бегать за ними целый день. Когда табун удавалось собрать, его отгоняли на сопку — туда, где нет растительности. Прогнав оленей через эти места, возвращали их к ягелю.
Не менее интересно было кочевать. С утра пастухи отлавливали ездовых оленей, мама и тётя Ира тем временем собирали и укладывали вещи, папа увязывал всё в нарты. Приводили и запрягали оленей. Малышей сажали на спину навьюченных животных. А нам-то тоже хотелось покататься верхом! Мы тут же придумывали себе болезни: то горло болит, то нога. Родители знали нашу хитрость, точнее мою, и говорили мне: «Не может человек заболеть за один день». Но мне разрешали прокатиться на нарте, когда на пути встречался снег, вот я была счастливая! Караваном управлял мой отец, остальных пастухов он отправлял перегонять табун. С нами оставался Каӈын, он был старейшина, ему было тогда, наверное, лет 50, а может и меньше, но мне он казался таким старым и древним, что я думала, что он не выдержит переходов. Однако сколько я помню, он всё время был в табуне, и даже когда мы оставались летом на рыбалке, он нам приносил посылки от папы из табуна.
В папиной трудовой книжке, есть запись «Киномеханик агиткультбригады». Это было в начале семидесятых — после курсов, которые он прошёл в Петропавловске-Камчатском, он стал ездить по табунам и показывать фильмы, проводить политзанятия, рассказывать пастухам новости.
Как-то был один интересный момент. Когда мы ещё жили в селе Анапка, папа уехал в командировку. Будучи в поездке, зашли они с двоюродным братом Сипаном в продовольственный магазин, и вдруг Сипан кричит: «Смотри, твоим девчонкам шапочки хорошие!». Папа набрал побольше. Приезжают они в Анапку, папа маме говорит: «Я там дочкам шапочки купил, примерь на них». Мама весь чемодан перерыла и отвечает: «Нет их здесь». Отец подошёл, сам вытащил и даёт их маме. А она глянула и говорит: «Какие же это шапочки, это (извините) бюстгальтеры для женщин!». Папа их накупил в большом количестве, самого большого размера -до сих пор вспоминаем эти шапочки и смеёмся.
У наших родителей нас было одиннадцать детей. Нам при рождении давали корякские имена наших предков (их можно давать только через два поколения, например: мамино имя Елӄавӈаут можно дать при рождении её будущей правнучки и т.д.), а потом шли и регистрировали в сельсовете, где нам уже давали русские имена.
Папа у нас добрый, мягкий, но когда нужно, то может сказать своё слово так, что потом больше не захочется шкодить. Учил нас, как жить, чтобы не было потом стыдно, рассказывал разные случаи из жизни в назидание нам. Маму любит очень сильно.
Нам, их детям, очень повезло, что у нас такие родители. Они дарили нам свою родительскую любовь, тепло своих рук и тепло своей души. А главное — они дали нам своё национальное культурное наследие, научили, как надо относиться к тундре, что нельзя мусорить там, где ты живёшь и от чего кормишься.
С. Голикова, дочь. Фото из семейного архива.