Улыбка с губ её не сходит
Иголка бегает в руках
Стежок, другой – вдруг выходит
Узор на новых торбасах.
Борис Шор.
Сколько слов уже написано о руках женщин – мастериц, об их удивительных воплощениях фантазий и задумок, желании творить и воспевать красоту родного края в своих произведениях. В работах мастериц Севера отражается самобытный колорит национальной культуры, сохранивший во многом вековой традиционный образ жизни. Мамушки, как ласково называют, хозяек в табуне, испокон веков берут на себя основные заботы: это обустройство жилища, приготовление пищи, изготовление ниток, красок, выделка, кройка, вышивание, шитьё одежды и обуви, где каждая ее работа становится произведением искусства. Сколько труда вкладывает каждая мастерица в свою работу, оценить сложно, если только процесс подготовки и выделки шкур занимает несколько месяцев. Пошив и отделка национальным орнаментом, вышивка бисером – это не только фантазийное поле для творчества, но и форма передачи традиционных знаний своих предков, где простые символы: линии, цвет, фигуры имею своем смысловое значение, характеризуют принадлежность к роду, образ жизни и состояние достатка.
В каждом районе округа – своя разновидность кроя, способы отделки, изготовления растительных красок, национальный стиль, который из года в год бережно сохраняют хранительницы вековых знаний – талантливые мастерицы.
Татьяна Николаевна Голикова своим творчеством соединила несколько времен, прошлое, настоящее и будущее. В ее работах мирно соседствуют традиции, любовь к природе и отражение богатства культуры.
Татьяна Николаевна родилась в селе Апука 7 мая 1937 года. Родители – Чечулин Николай Николаевич и Чечулина Мария Николаевна приняли активное участие в помощи для фронта, много шли: кукули, чижи, рукавицы, торбаса, меховую одежду, работали в табуне колхозе «Тумгутум».
Татьяна Николаевна наблюдала, посвящала все своё свободное время, увлекаясь и познавая с детства обработку, выделку шкур, мастерство кройки и шитья традиционной одежды у матери.
Переняв уникальные приёмы, выработанные народными мастерами многие столетия назад: меховая мозаика, продёржка, украшение замшевой бахромой, вышивка подшейным волосом оленя, бисером, нитками мулине Татьяна Николаевна стала уникальным мастером декоративно прикладного творчества, членом Союза художников и великим учителем, научив сотни людей своему мастерству.
Татьяна Николаевна активно участвовала в традиционных праздниках, семинарах, творческих лабораториях ДПИ, окружных, областных, межрегиональных, и международных выставках.
- С 1985 – 1987 гг. участвовала в фольклорном ансамбле «Лаутэн». Творческие поездки на I Международный фестиваль фольклора в г. Москва, г. Петропавловск – Камчатский, Архангельск, Аляске.
- 1988 и 1994 гг. — Окружной фестиваль семейного творчества. Семейный ансамбль Татьяны Николаевны и Савелия Васильевича Голиковых признан одним из самых лучших семейных ансамблей.
- 27 – 30 ноября 2003 г. – участие на выставке – ярмарке «Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов и ремесел Крайнего Севера и Дальнего востока».
- 2004 г. – принята в члены Союза художников РСФСР.
- 2005 г. – активное участие 75 – летия, со дня образование Корякского автономного округа. Июнь – июль проводила семинар, дискуссию по проекту «Экология, Культура, Быт» под руководством Жиликовой В.П. Мастер – прикладник Татьяна Николаевна передаёт опыт по плетению из морской травы. Руками Татьяны Николаевны сшиты сценические костюмы для ансамблей «Мэнго», «Эльвель», «Уйкоаль», «Ангт».
Рожденная, на корякской земле, с детства впитавшая красоту родной земли. Татьяна Николаевна всю жизнь стремилась передать свою любовь окружающим.
Какой жителям округа запомнилась удивительная мастерица, на века оставившая столь великолепное наследие?
Вспоминает о мастерице Тамара Никитична Белоус: «Как-то осенью мы ходили за ягодой и грибами в сторону «Орбиты». Когда собрались идти домой, встретились с семьёй Голиковых Савелием Васильевичем, Татьяной Николаевной и их сыном Алексеем. На поляне очень задушевно пили ароматный, душистый чай. Татьяна Николаевна была улыбчивая, румяная, как теплый осенний день с яркой осенней тундрой. Всё было в ней изумительно и нарядный платок на голове, платье с яркими, сочными цветами, даже штаны отличались разнообразной палитрой узоров, в летних расшитых вышивкой и бисером торбасах, а за спиной объёмный «лепгын».
Она постелили покрывало, Савелий Васильевич натаскал охапки иван – чая, получилась большая гора и Татьяна Николаевна стала стволы иван – чая чистить, резать ножом и соскабливать мякоть.
Получалось это у неё ловко, легко, было так тихо, только было слышно журчанье ручья, как – будто в такт работе Татьяна Николаевна подыгрывала на бубне. А мы с Петей и мужчинами пошли показывать мухоморные места за « Орбитой» на сопках по просьбе Савелия Васильевича. И было очень интересно наблюдать велик народ, он вносит свою лепту в историю общечеловеческой культуры. как он мухоморы аккуратно собирал, улыбаясь, напевая и разговаривая с ним. Вот такая незабываемая встреча бывает в тундре».
Шмагина Анна Николаевна вспоминая о самобытной мастерице и рассказывает: «Татьяна Николаевна любила ходить в лес за ягодами,дикоросами, собирать кору ольхи для покраски шкур. Анна Николаевна интересовалась, спрашивала какие сходства растений, корней цветов Тигильских и Карагинских районов – вроде бы все схоже, а земля разная северная и южная часть, например, у нас черемша рядом растет, а в Апуке долго, далеко ходить за ней.
Дикие корни на Карагинском диалекте «рым’ну’ви», а по — корякски «й’мыну» корень очень длинный 3-4 сантиметров.
Саранка «ав’ъэк’» — сладкий корень можно употреблять в варенном виде у кого к весне слабый организм, авитаминоз.
Корякское блюдо основная пища Камчатской области готовим так: сухую икру, сарану, кедровые орешки, «крыльки» — холодные пучки, корень « йг’ ык», дикую картошку – «кымчек» и Добавляем жир белужий растопленный – все это сбивается и печётся в духовке и получается полезный, вкусный хлеб».
Анна Николаевна, живя по соседству каждый день, приходила к Татьяне Николаевне, видела как она выделывала шкуры, кроила торбаса для участников ансамбля «Ангт».
«Она шила днем и ночью, когда было свободное время крутила сухожильные нитки для бисера, торбас. Толстые нитки для торбас, чаута, ремней. Тонкие нитки делали 5-10 сантиметров для кухлянок, национальной одежды, сувениров. И наиболее ценной являются шкуры с ног оленя – «камус», так как она обладала высокой прочностью и не промокаема. Татьяна Николаевна очень тщательно подбирала мех для шитья, так как в округе пропадает материал — кожа, мех, бисер – творчество теряет свою основу. Несмотря ни на что, она выходила из положения подбирала вышивки из бисера. Мастерица всегда вставала рано, была ответственная, чтоб заказы сделать вовремя, бывало и свет отключали, но она упорно, настойчиво в это время занималась низанием бисера».
По рассказам ученицы Татьяны Николаевны многие люди, которые знали и перенимали у нее опыт, вспоминают с теплом и большим уважением. Отличалась весёлым характером, добротой, отзывчивостью, гостеприимностью, помогала всем, кто к ней обращался. Хранительница большой семьи, очень любила не только своих, но чужих детей, была проста и открыта душой, рассказывала им сказки, легенды, не сердилась на детей. Голикова Т.Н.: «Вначале надо всё обдумать, потом спокойно детям разъяснять».
Через всю жизнь Татьяна Николаевна пронесла любовь к культуре народов Камчатки, языку и обычаям. Ее сила любви к искусству притягивает взгляды тысячи людей, накопленный опыт воплотился не только в неповторимых произведениях, но и трудах ее первых учениц – ее дочерей. Светлана Савельевна Голикова и Вера Савельевна Тодеришена сегодня знаменитые мастерицы Камчатского края. Светлана Савельевна шьет национальные одежды для кукол, женские сумочки, косметички, чехлы для мобильных телефонов, ковры меховой мозаикой. Тодеришина Вера Савельевна постоянная участница окружных, краевых, семейных выставках, шьёт женские головные уборы, кулоны, браслеты, ковры.
У каждого автора произведения — свой почерк, а у мастерицы рисунок, шов, дизайн и многие другие тонкости. Увидев только один раз работу великой самобытной корякской мастерицы – перед вами открывается тундра расписная с мшистыми просторами, бегущим оленем, заигравшимися зайчатами, закат, что красок вобрал всей осенней камчатской палитры или рассвет, словно из самоцветов вышитый. И трудно представить многим, что все свои работы, ставшие неотъемлемым бриллиантом сокровищ культуры, маленькая хрупкая женщина шила не в шикарной мастерской, а рядом с мужем почетным жителем Карагинского района, уважаемым в Корякском округе человеком Савелием Васильевичем Голиковым. Вместе много лет они проработали в табуне, и там мастерица, взяв на себя всю работу по хозяйству, успевала пошить теплые расписные одежды, невиданной красоты челны, ковры, выкрашенных природными красками, сумочки и еще очень много дизайнерских работ.
Произведения Голиковой Татьяны Николаевны хранятся во многих музеях мира и частных коллекциях.
Автор: методист ИЗО и ДПИ Точилина И.Н.