Камчатский край,
Окрашенный восходом!
В лазури пурпура
Пространственность небес!
Духовный рай
И вечная свобода
Орут здесь в рупор
Фауны чудес!
Да будет славен
Наш Край богатый
Природой,
Недрами,
И людьми…
Г.Я. Струначев-Отрок.
Камчатка – край первозданной красоты, для жителей необычного полуострова она всегда остается родной землей, а приезжего поражает размахом нетронутых лесных просторов, красотой сопок и скалистых гор, круто обрывающихся к океану, величием белоснежных вулканов и сказочно бриллиантовым снегом, горячими бассейнами среди сугробов и гомоном птичьих базаров, неповторимыми рассветами и удивительными закатами. И кто хоть раз побывал на Камчатке, от мыса Лопатки до самой северной Аянки Пенжинского района никогда не забудет пространственных широт и гостеприимства народов, проживающих на ее территории.
Край, где рождается день, это самый удивительный край на всей планете. Край, где рождаются и живут самые сильные и мудрые люди – великая земля. Испокон веков предками здесь завещано беречь и любить свою родину. Здесь из поколения в поколение передаются тысячелетние традиции и обычаи. Камчатка — родина вековых традиций и историй, тесно переплетающихся с современными взглядами.
1 июля 2007 года — дата, когда на карте России появился новый субъект — Камчатский край. Он был образован при соединении двух соседей по полуострову: Камчатской области и Корякского автономного округа. Камчатский край – огромная территория, площадь, которой составляет более 464 тысяч квадратных километров, с запада омывается Охотским морем, с востока — Беринговым морем и Тихим океаном.
Сегодня на территории Камчатского края в единстве живут десятки народов России. Ежедневно каждый житель нашего полуострова вносит свой вклад в развитие края. Постепенно развивается экономика, социальная и культурная жизнь. Сохраняются и развиваются традиционные отрасли – оленеводство, охотоводство и рыболовство.
2022 год — юбилейный год для региона и Год культуры коренных народов Камчатки. 15-летию со дня образования Камчатского края Корякский центр народного творчества посвятил ряд познавательных культурно досуговых мероприятий. Творческие идеи и свой художественный взгляд, юные художники Корякского округа смогли показать, продемонстрировав свое творчество в окружном конкурсе детского рисунка и плакатов «Камчатский край мой – дом родной!».
Дорогие друзья!
Вашему вниманию открывается удивительный мир красочного искусства и главной достопримечательностью альбома будет детский рисунок, во всем его многообразии. Детский рисунок уникален. Творчество начинающих художников искренно и дарит бурю положительных эмоций, так простой лист белой бумаги и обычные краски могут соединить пространство безграничных фантазий, чувств и эмоций, превратившись в шедевр. В каждом рисунке тонкими линиями гуаши, акварели и карандаша прорисована нежными, яркими сочными тонами любовь, Любовь к северу. В окружном конкурсе детских рисунков и плакатов «Камчатский край – мой дом родной!» продемонстрировано творчество детей в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих в Камчатском крае.
Творческие замыслы юных художников представлены в нескольких номинациях. Раздел «Вековые традиции многонациональной земли» познакомит вас с творчеством детей, передавших на холсте богатство народных традиций, фольклора, промысла, быта и веками хранимых обычаев.
В номинации «Охраняя природу, сохраняем Родину», виден детский призыв: «Берегите свою планету, ведь другой, похожей нет!». Рисунки детей призывают взрослых обратить свой взор, задуматься, без спешки и суеты взглянуть на мир вокруг нас, осознать, насколько он красив, неповторим и в то же время хрупок и раним.
Испокон веков природа кормила, согревала и помогала человеку. Окружающие реки, моря и лес являлись источником жизнеобеспечения. С наступлением века научно-технического прогресса берега водоемов планеты стали похожи на свалки. Лес напичкан банками, пластиковыми бутылками, пакетами… Лозунги детских работ бьют тревогу о боли природы нашей земли: «Животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня», «Земля в опасности!», «День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза экологической катастрофы». Глядя на такие картины и плакаты точно не останешься равнодушным.
Родной край, Родина – это Земля, куда хочется всегда возвращаться. Давайте же беречь окружающую нас природу, чтоб прекрасная планета Земля процветала, относится к ней с искренностью и любовью.
В номинации «Родные реки серебристой рыбы» основное внимание уделяется сохранению биоразнообразия лососевых пород рыб и воспитанию бережного отношения к дикому лососю и камчатским рекам.
На Камчатке много рек и речушек, их более 14 тысяч, а в них живет лосось: чавыча, нерка, кета, горбуша, голец, кунжа, кижуч. Лосось – это анадромная проходная рыба, которая нерестится в пресных водах, ее молодь мигрирует в теплые моря далеко от родных мест. Через год-два, когда подрастут, сбиваются в стаи и отправляются, преодолевая несколько тысяч километров ближе к Камчатке. Каждая рыба отбивается от стаи, ищет свою реку, где она родилась. Лосось определяет свои родные реки по запаху воды. С заходом рыбы в реки открывается любительская рыбалка, коренные жители Камчатки стараются перебраться на свои станы — рыбалки с юкольниками у реки или у моря. На промышленных предприятиях начинается большая работа по вылову рыбы. В начале июня проходит традиционный праздник «Встреча первой рыбы», старожилы проводят обряд заманивания рыбы в реки. Дикие лососи являются главным рыбным богатством Камчатского края. Приятно, что в данной номинации ребята показали хорошие знания и в сюжетах рисунков и плакатов чувствуется работа педагогов.
Одной из самых важнейших сегодня задач – это сохранение и развитие оленеводства на Камчатке. Издавна олень для северян это пища, одежда и средство передвижения. Работы, отражённые в разделе «Оленеводство – богатство края» удивляют и радуют одновременно широтой знаний школьников. В каждом районе, а особенно в дальних на Севере Камчатского края, дети воплощают художественные замыслы, яркие эпизоды, увиденные своими глазами. На картинах изменяются пространства, и местности природы, но вместе с ними пасутся олени то у стойбищ и величавых гор, то на просторах тундры и по долинам рек или бродят по распадкам сопок в поисках пищи.
Сюжеты работ взяты из жизненных историй. Карандашные штрихи рассказывают о нелегкой работе пастухов, наставничестве, периоде летовки, о работе молодых ребят со старшими пастухами, навыках труда оленеводства. Рисунки девочек отражают ведение домашнего хозяйства, умение обработки и шитья из шкур.
Юные авторы, написав картину, обратили внимание взрослых на важность необходимости сохранения оленеводства и развития кропотливой, требующей много сил и труда работы. Непрерывная связь поколений является важнейшей задачей в сохранении традиций.
Коллектив Корякского центра народного творчества выражает признательность всем, кто принял активное участие в данном конкурсе. Ваша работа показала насколько важно и необходимо сегодня открывать мир искусства и дарить детям знания юным жителям Камчатки. Авторские работы детей – это поистине неоценимый труд родителей, педагогов и деятелей культуры. Их бесспорный вклад в развитие художественного творчества.
Детский рисунок отражает многолетний опыт педагога, открывают секреты творческой работы: постоянные систематические занятия изобразительным искусством в кружках: новые творческие идеи, экскурсии, походы, занятия на природе. Ежедневно специалисты помогают постигать прекрасное, посвящая свою жизнь увлекательному искусству. На этой страничке мы хотим поблагодарить энтузиастов и создателей, талантливых и упорных, находчивых и креативных деятелей культуры и образования Олюторского, Карагинского, Пенжинского и Тигильского районов Корякского округа Камчатского края.
В конкурсе «Камчатский край – мой дом родной!» приняли активное участие:
Солодяков Анатолий Петрович, член творческого союза художников России, Международной федерации художников, преподаватель КГБУКК «Центр детско-молодежного творчества «Школьные годы» п.Палана;
Голикова Светлана Савельевна, заведующий отделом по фольклору КГБУ «КЦНТ» п.Палана;
Аккило Людмила Николаевна, Батухина Ольга Николаевна, Покатилова Валерия Алексеевна — МКОУ «Вывенкская средняя школа», с. Вывенка;
Суздалова Анастасия Борисовна, Кульу Наталья Николаевна – МКОУ «Пахачинская средняя школа»;
Нюрчани Евгения Ивановна – МКОУ «Хаилинская средняя школа»;
Кечгелкот Любовь Сергеевна – МКОУ «Таловская средняя школа»;
Храпко Виктория Вячеславовна – МКОУ «Пенжинская ДШИ» с. Слаутное
Хечиева Зинаида Дондыковна – МБОУ «Тымлатская средняя школа», с. Тымлат;
Бакаева Лилия Марсовна, Бакаева Камила Евгеньевна «Карагинская ДШИ» п. Оссора;
Волчкова Мария Григорьевна МКУК СДК с. Ивашка;
Левковская Виктория Ивановна – начальная школа-детский сад с. Хайрюзово;
Скрягина Анжела Николаевна – МКУК «Усть-Хайрюзовский КДЦ», с. Усть-Хайрюзово;
Суздалова Валентина Андреевна – КГБОУ ДО «Корякская школа искусств им. Д.Б.Кабалевского», с. Лесная;
Карлагина Татьяна Геннадьевна – КГБУ ЦСРСФУ «Эчган», п. Палана;
Мацюк Елена Григорьевна, Нестерова Арина Владимировна, Сечина Лариса Григорьевна – МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», п. Палана;
Ушакова Нина Васильевна – МКОУ «Детский сад №2 «Солнышко», п. Палана;
Фёдорова Светлана Валерьяновна, Карташова Мария Игоревна – МКОУ «Детский сад №1 «Рябинка», п. Палана;
Гусарова Ольга Ивановна – КГАУ СЗ «Паланский КЦСОН», п. Палана;
Корякский центр народного творчества желает Вам высоких достижений, успешной плодотворной работы, позитивных эмоций и впечатлений, творческого роста вам и вашим ученикам, ведь именно вы с юных лет прививаете молодым поколениям чувство ответственности, гордости, патриотизма и любви к родине.
С уважением Точилина Ирина Никоновна
Методист ИЗО и ДПИ КГБУ «Корякский центр народного творчества»
Вековые традиции многонациональной земли
Оленеводство — богатство края
Охраняя природу — сохраняем Родину
Родные реки серебристой рыбы
Плакаты