«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях …» К. Д. Ушинский.
Истоки культуры исконно живут в традициях народов, переходя из века, в век сохраняя накопленный опыт. Актуальными задачами сегодня является приобщение новых поколений к исторической памяти народа и воспитание у детей бережного отношения к культурному наследию. Важным средством освоения культуры народа является уникальный феномен общечеловеческой культуры — народная игра. Народные игры имеют многовековую историю. Многие сохранились, и пришли в новое время, передаваясь от родителей детям, сочетая традиционные знания воспитания человека.
Мир игрового пространства — это огромное многообразие подвижных, познавательных, ролевых и обрядовых игр. Одни способствуют развитию силы, ловкости и выносливости, вторые расширяют кругозор, развивают интеллектуально, ролевые игры дают возможность познать многообразные сферы деятельности, обрядовые игры — позволяют приобщиться к многовековому опыту предков.
В современное время, в век инновационных технологий, очень важно не допустить вытеснения или замены совместных игр во дворе, чтения книг на игры в виртуальном пространстве.
Чтобы не нарушились традиции, связывающее старшее и младшее поколения важно беречь преемственность поколений.
Народные игры являются важнейшей школой жизни. Для них не требуется специального игрового оборудования. Вместе с игрой в жизнь детей приходит любовь к прекрасному. Игра исторически связана с песней, танцами, сказками, загадками и другими видами народного творчества.
Народная игра открывает большой мир возможности для самовыражения ребенка независимо от его возраста. Участвуя в игре у детей развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание. Тренируется воля, укореняются полезные навыки общения.
Русские народные пословицы гласят: «старый хочет спать, а молодой играть», «играется как дитя». Именно в детстве, «играя», ребенок приобретает главные навыки к будущей взрослой жизни.
Что такое народная игра и чем она интересна?
В Толковом словаре русского языка В. И. Даля игра — это действие, забава, установленная по правилам; играть — тешиться, веселиться, игрушка — предмет, которым играют, во что играют. Есть и более древнее значение буквиц: «И» — соединение, «Г» — движение, «Ра» — солнечный свет. Получается в название «игра» открывается потаенное соединение желания и движения к новому, светлому.
Игра является ценным средством всестороннего воспитания личности, отражает действительную жизнь народа, историю нации, её традиции, обычаи, обряды. Народные игры, формируя национальные черты и общечеловеческие ценности, сохраняют культуру этноса. Игра сопровождает человека с колыбели. Многое из того, что с веками исчезает, часто сохраняется в детских играх.
«Детская игра, по характеру своему, составляет один из видов деятельности организма, впрочем, деятельности такой, которая существенным образом отличается от серьезной работы, так как всякая серьезная работа имеет целью удовлетворение каких-либо практических задач жизни, между тем как всякая игра, а в том числе и детская, не задается никакой предвзятой целью, а наоборот, сама по себе составляет и цель, и действие, и наслаждение; кроме же того в данном случае деятельность, выражающаяся в игре, является еще как бы специально приспособленною и совершающеюся в силу внутренних физиолого-психологических потребностей и побуждений, наиболее соответствующих молодому организму… Мы должны допустить, что а) игры во все времена и у всех народов во всяком случае были непременно; б) многие из игр представляли собою большую оригинальность, по свойствам и образу жизни народа; в) множество игр разных народов, наоборот, представляли между собою и большое сходство…» Е. А. Покровский.
В старину на Руси играми называли пляски, танцы, хождение с песнями, хороводы, шалости, забавы, подвижные игры, гулянья молодежи и др.
Совместное проведение народных гуляний, праздников и игр являлось духовно-культурным объединением и воспитательным средством в жизни народа, способствовали формированию мировоззрения и национального самосознания. Традиционные игры соответствовали строгому порядку игрового календаря жизненных и хозяйственных циклов.
Существует и другое понятие игры — в значении детской забавы с игрушкой в доме. Например, изготовление взрослыми детских игрушек и существование пространства для игр: в крестьянской избе детям и их играм отводилось особое место — на полатях (дощатый настил рядом с печкой).
Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. Находясь в тесной связи с социально-экономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, игра эволюционирует вместе с обществом. В играх таятся особенности исторических эпох и взгляды общества, влияющие на воспитание подрастающего поколения. Игра в одних условиях — развивается, в других видоизменяется или исчезает. Игра может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям. Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, происходит знакомство детей с народной культурой. Через народную игру идет обучение, развитие, воспитание, социализация, развлечение, отдых. Народные игры наиболее привлекательны и доступны для освоения детьми дошкольного возраста и младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста. Образ в игре не статичен. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Народные, подвижные игры являются неотъемлемой частью воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Народная игра в традиционной народной культуре являла собой обрядовое действо, участвуя в котором, человек, соблюдая законы природы, сохранял свое физическое, духовное и энергетическое здоровье.
Без игры немыслимо формирование человека, как полноценной личности. Культура народа – это богатейший мир народных игр, вобравших оточенные десятками поколений знания предков.
Игры коренных малочисленных народов увлекательны и разнообразны. Многие игры отражают характер одного из видов промысла или хозяйственной деятельности. Дети охотно играли в охоту на тюленей и моржей, рыболовство, где зачастую игрушками являлись деревянные стилизованные фигурки животных, а также косточки животных или рыб.
Игры помогали развитию навыков, необходимых на промысле. Воспитание у детей жизненно важных физических качеств: силы, выносливости, ловкости, подвижности формировалось через повседневную физическую нагрузку, поучения и спортивные состязания. Сила, ловкость и мужество вырабатывались с раннего возраста. В процессе исторического развития у коренных народов появились свои игры, впитавшие силу традиций, культуры и быта.
Корякская игра Каӈыр. Автор народный мастер декоративно прикладного творчества Голиков Савелий Васильевич.
«В зимнее время, когда бушевала суровая пурга, и невозможно было выйти на улицу, коряки играли в головоломку или развивали ловкость рук с помощью игры в каӈыр.
Материал: береза. Основа круглая около 10 сантиметров, от основы к верху вырезана стенка с двумя или тремя отверстиями, около 15 сантиметров. Отдельно вырезана палочка 50-60 сантиметров. Задача игрока: подбросить вверх круглую основу и надеть на палочку. Когда игрок справился, задача усложняется, необходимо насадить на палочку отверстия, вырезанные на стенке. Играют по часовой стрелке. Выигрывает тот, кто успешно справляется с заданием, нанизывает на палочку все отверстия на круглой основе». Голикова С. С.
На Камчатке наиболее популярные национальные виды спорта: ходьба и бег с препятствиями, прыжки в длину и высоту, различные виды борьбы, стрельба, гонки на собаках и оленях. Многие виды соревнований сохранились и до настоящего времени: метание топора на дальность, бег с палкой, метание чаута, прыжки через нарты и др. Широко развиты состязания: гонки на оленях, региональные соревнования «Северное многоборье» проводятся ежегодно.
Приобщение детей и молодежи к народным традициям воспитывает гордость за свой народ, помогает узнать истоки культуры своего народа и историю. Народные игры могут стать хорошим помощником родителям.
Корякская игра Қиқичитык для самых маленьких.
Дети выстраиваются друг за другом, держась за подол кухлянок-пальто. Впереди вожак, лебедь — қэчанэ. Имитируя крик лебедей, стая летит низко над землей. Руки у детей раздвинуты в стороны, дети кричат: «Қлэлық — лық! Қлэлық-лық! Қлэ-лық-лық!»
Выскакивает волк – г’эгылӊын и нападает на стаю лебедей». Вожак защищает всех, закрывая их могучими крыльями-руками (руки у детей раздвинуты в стороны). Стая лебедей, держась за подол кухлянки, старается не попадаться в лапы волку, увертывается, а волк старается поймать последнего, тот выходит из игры. Игра развивает ловкость, координацию движений, дети упражняются в беге.
Выеткорэлян
Соревнование проводится с пращой, которая состоит из нерпичьего ремня, ровно и аккуратно обработанного. На одном конце ремня имеется петелька, которая надевается на средний палец правой руки, на другом — кисточка из шкурки нерпы — мандарки, которую зажимают в ладони. На других концах обоих ремней крепится закладочка из лахтачьей кожи с прорезью посредине. Длина пращи от вытянутой левой руки до согнутой в локте правой определяется ростом и сложением ребенка. Метание: В закладку из лахтачьей кожи вкладывают камень размером с небольшую картофелину и прижимают большим пальцем левой руки. Левой рукой камень наводят на цель и резким взмахом правой руки над головой метают в нужном направлении. Соревнование лучше всего проводить в летнее, весеннее и осеннее время, когда земля еще не покрыта снегом. Метание камней может производится в цель, на расстояние и высоту. Не рекомендуется проведение упражнений с пращой в дождливую погоду.
Ченкачет
Метание бола, или костяшки. Бола несколько отличается от пращи, но способ метания тот же. Обычно один из играющих бросает бола вверх, а остальные на лету ловят его своими бола.
Игры с акыном
Акын — это предмет, без которого не обходится ни один охотник в море. Он служит для доставания нерпы из воды на расстоянии 30-40 м. Состоит из деревяшки грушевидной формы с крючьями и длинного ремня. Соревнования могут проводиться по метанию в цель и на расстояние. Акын можно выточить на токарном станке по дереву.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. На территории Магаданской области проживают разные народы, поэтому наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением людей. Дети разных национальностей, посещая общеобразовательные учреждения, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры.
Роль игры в детском возрасте трудно переоценить, она формирует добрые отношения между родителями и детьми. Игра живет дома и на улице. Не главное, сколько участников, важно, что все играют вместе.
Уникальность народных игр в удивительно разнообразном и богатом поле деятельности, источнике радостных эмоций, в великой воспитательной силе. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и задача человека сохранить их и сделать достоянием современных детей и будущих поколений.
Литература:
- Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной). М., 1887. С. 1, 5.
- Павлова В. П. Народные игры как средство семейного воспитания / В. П. Павлова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3075/ (дата обращения: 16.01.2022).
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / М. Ф. Литвинова. — 2-е издание.- М.: Айрис Пресс, 2004. — 192 с.: ил.
- Тимошкина Н. Влияние народной игры на развитие ребенка / Н. Тимошкина // Сельская школа; Домашнее воспитание. — 2000. — № 3. — С. 135–138.
- Горохова, И. В. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника / И. В. Горохова, О. А. Школьникова, Л. М. Новикова. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. — — № 13 (93). — С. 613-616. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20564/ (дата обращения: 16.01.2022).
- Праздники, игры, сказки народов Камчатки и Чукотки: Сб. (Сост. Коряк. окр.институт усоверш. учителей; Коряк.окр.науч.-метод. центр народного творчества и культпросветработы.- Палана, 1992. — 70 с.
- Древние корякские игры. Голикова С.С. http://korcnt.ru/drevnie-koryakskie-igry/