В память о народной мастерицы, член союза художников РФ Причиной Марии Иннокентьевне.
15 апреля исполнилось бы 100 — лет со дня рождения выдающейся мастерицы корякского народа Марии Иннокентьевне Притчиной.
Есть Москва, Ленинград и Калуга
И смоленские есть леса,
А в Анапке ни травки, ни луга,
Лишь бесплодная эта коса…
…Здесь туманы, бураны и стужа
Портят нам иногда уют.
Но народных артистов не хуже
Здесь танцуют, играют, поют…
Юлий Ким.
Анапка — родина, где апрельским днем 1918 года в многодетной корякской семье оленеводов родилась девочка, которую нарекли родовым именем – Рьоли, что означает «Большое дыхание», «Дух». Позже приобрела фамилию, когда родителей окрестили в древнем нымыланском селе Кичига — там были церковь и школа. Стала Рьоли Поповой. Имя Мария, как и ее старшей сестре дали кочевым сельским Советом, тогда же и определи их год рождения – 1918. (Но до настоящего времени достоверных источников не нашлось о настоящей дате рождения обеих сестер).
Мать — Веристахова Анастасия Ивановна, Отец — Попов Иннокентий Васильевич.
Детство будущей знаменитости прошло в табуне. Анастасия Ивановна учила Марию шить одежду и обувь из меха, кроить, плести, вышивать, обрабатывать оленьи и нерпичьи шкуры. Сначала, юная мастерица делала кукол для себя, потом стала придумывать украшение для национальной одежды. А в 15 лет сшила свою первую кухлянку.
… Сшила кухлянку
девушка,
на сельскую улицу
вышла,
Ног под собой не чуя,
Завистливых вздохов
не слыша.
Увидев швею – красавицу,
Лучший из всех парней
Сон потерял, а вскоре
женился на ней.
В 19 лет юная мастерица вышла замуж за оленевода, который увез ее в тундру, вместе с мужем они воспитали 4-х детей. Судьба уготовила ей сложную, полную противоречий и драматизма жизнь. Осваивала нелегкую науку выживания среди бескрайних просторов камчатской тундры. С детства совершенствовала полученное от матери искусство шитья, национальной одежды, обуви, изделий. Так и просятся строки из стихотворения «Узор» Бориса Шорса
Улыбка с губ ее не сходит,
Иголка бегает в руках.
Стежок, другой — вдруг выходит
Узор на новых торбасах.
Посмотришь — будто бы несложно,
Но глаз не можешь отвести.
И мне хотелось, если можно,
Его в стихи перенести.
Мария Иннокентьевна не признает никаких современных технологий — все начиная от выделки шкуры, сделано только руками.
Она прекрасно пела, участвовала во всех традиционных праздниках, ставших украшением привычной и суровой жизни кочевников — карагинцев.
Особый отпечаток в ее жизни оставила Великая Отечественная война. «В тяжелые военные годы вернулась из табуна в поселок — рассказывала Мария Иннокентьевна. Первый муж умер, ей пришлось одной поднимать детей. Трудилась на нескольких работах, а вечерами шила для фронтовиков чижи, кукули, кухлянки, торбаса, рукавицы. Долгое время работала в колхозе «Тумгутугл» на обработке рыбы и пушного зверя. Все старались помочь воинам. Женщинам выдавали ружья, учили как заряжать, как метится (на тот случай если придут враги), читали лекции на военные темы, проводились строевые занятия».
Во время войны, как вспоминала Мария Иннокентьевна к берегу подходили американские судна, привозили продукты, но затем их визиты прекратились. Из продуктов селянам выдавали 600 гр. сахара на человека, плитку прессованного чая на месяц, иногда распределяли немного крупы и какао.
Сразу после войны Мария Иннокентьевна вышла замуж и уехала с мужем снова в табун. Жизнь в тундре она считает лучшие времена в своей биографии. Одна ездила на оленях, на собачьих упряжках по просторам родного края. Она поражала всех своей энергией, смелостью и особым даром танцора, рассказчика, знатока сотен родовых мелодий.
Мария Иннокентьевна всю жизнь служила сохранению и развитию духовности нымыланов. Всегда делится секретами национальности шитья и передает молодому поколению. Летом заготавливала природный материал для работы в зимние вечера, придумывает новые оригинальные сувениры, узоры, эскизы. Природа подарила необыкновенное трудолюбие, феноменальную память, способность чувствовать и создавать прекрасное и все это бережно хранить и передавать детям и внукам. А подтверждение всему сказанному мы можем найти в лирике Марии Тукмачёвой.
Пусть на дворе
Под пятьдесят.
Январские деньки,
А стая смуглых дошколят
Играются в снежки!
Согреет бабушкин наряд:
Кухлянка, малахай.
А ноги в торбасах — горят.
Хоть до утра гуляй.
После закрытия Анапки Мария Притчина переезжает в п. Ильпырь. Именно здесь мысли о прошлом, о судьбе древних традиций коряков стали волновать и все больше и больше.
В 1978 г возникает анапкинская группа коряков «Лаутэн», («Травушка»). Красота и уникальность мелодий, танцев, обрядов, неповторимость расшитых бисером кухлянок, сшитых собственными руками, не могли не вызвать повышенный интерес. Так участники ансамбля «Лаутэн» появились на сцене и навсегда покорили зрителей.
Им была уготована заслуженная известность. Мария Притчина по праву стала одной из ярчайших хранительниц корякского фольклора.
В 1989 году Мария Притчина удивляет мир вместе с Лидией Чечулиной и Эльзой Левковской — делегаты Карагинского района покоряют Америку. Состоялись встречи с индейцами и артистами африканского ансамбля народного танца. В одной из газет американский обозреватель Барт Суппри отмечал: «Притчина поет гортанную песню моря, подгоняя её ритмом удара в бубен и пружинистыми подскоками. Каркая, передвигаясь вперевалочку, вращая всем телом и приседая временами на корточки, с невероятным чувством юмора доносит до зрителя идею рассказываемой сказки».
Мария Иннокентьевна была душой и гордостью ансамбля «Лаутэн». Блистательную сказительницу и хранительницу мелодий своих предков с большим восторгом встречали в США, Канаде, Голландии, Франции, Бельгии, Японии. Удивительные кухлянки мастерицы, расшитые бисером узорами древности, стали коллекционными предметами многих музеев мира.
Мария Иннокентьевна — участник многих фестивалей, научных конференций, мастер — классов, конкурсов. Из ее анкеты открываются года и города с воспоминаниями: Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Москва, Ленинград…
- 1978 г. — ансамбль «Лаутэн» участвует в районном фестивале 60-летию комсомола в поселке Оссора.
- 1979 г. — Мария Притчина удостоилась первой высокой наградой — Ветеран труда.
- 1986 г. — первый областной фестиваль «Золотые родники» — приняли участие ансамбль «Лаутэн», руководитель Чечулина Л.И. в г. Петропавловск-Камчатский.
- 1987 г. — 2-й областной фестиваль «Золотые родники» — участвует фольклорный ансамбль «Лаутэн»;
- 1988 г. Август — первый международный фестиваль фольклора, принимает участие солистка ансамбля «Лаутэн» Мария Иннокентьевна Притчина;
- весна 1989 г. Весна — покоряет М.И. Притчина Америку, Вашингтон, Нью-Йорк, Филадельфию.
- ноябрь 1990 г. — за сохранение и развития культуры народов Севера, за высокие художественные достижения и яркую пропаганду национального искусства присуждают, сценическую премию имени Александра Гиля ансамбль «Лаутэн» — художественный руководитель Л.И.Чечулина, п. Ильпырь.
- декабрь 1990 г. — Почетная грамота, посвященная 60-летию КАО п. Палана.
- 1994г-Лауреат премии имени К.Килпакина, учрежденной Фондом (в пользу народов Севера) Артуром Белашовым.
- 1995 г. – Указом Президента награждена юбилейной медалью (50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг).
- август 1997 г. — областная выставка, посвященная 300-летию соединения Камчатки к России.
- декабрь 2000 г. — памятная медаль, и памятная медаль Почетная грамота губернатора, посвященная 70-летию КАО.
- январь 2001 г. -диплом за участие в региональной выставке ИЗО и ДПИ «Традиции предков в Новый век» г. Петропавловск — Камчатский.
- декабрь 2001 г. — участие фольклорного ансамбля «Лаутэн» в Корякском празднике «Хололо» п. Эссо. Быстринский район.
- 2003 г. — грамота за участие в первой фестивальной выставке — ярмарке, участник смотра-конкурса «Национальный костюм» г. Якутск.
- ноябрь 2003 г. — вручена медаль Фонда народных промыслов «Кудай Бахсы» — за сохранение древней традиции.
- ноябрь 2003 г. — диплом 1-й региональной выставке-ярмарке «Традиции и современность в искусстве народных промыслов и ремесел Крайнего Севера и Дальнего Востока, г.Якутск.
- декабрь 2005 г. — выставка ДПИ и ИЗО искусства, посвященная 75-летию КАО, первое место в номинации: меховые изделия.
В этом же году выпускают уникальную серию СО-дисков «Этническая музыка Камчатки», 11 родовых песен, исполненных Притчиной Марией Иннокентьевной;
2007г – Камчатская мастерица — Лауреат Всероссийской выставки — ярмарки «Северная цивилизация», «Регион Экспо-2007», г. Москва.
О талантливой женщине, на чью долю выпало немало трудностей и невзгод, достойно написать целое издание, куда вошли бы все материалы, фотографии ее работ.
Оставив прожитые годы в миллионах тончайших стежков, горячо любящая свою землю Мария Иннокентьевна стала по истине северной берегиней, подарившей миру свое необычайное мастерство и любовь к родине, льющейся в ее мелодиях.
Подготовила и собрала материал: И.Н. Точилина методист ИЗО и ДПИ КГБУ «Корякский центр народного творчества»
Использованы материалы их архива КГБУ «КЦНТ», «Великая мастерица Севера», В. Т.Кравченко 28.02.2008 г. «Абориген Камчатки», очерк А.И. Белашова о сказительнице М.И. Притчиной.