Самобытная мастерица Л.А. Петровец

Самобытной мастерице Лидии Алексеевне Петровец 28 июня исполнилось бы 60 лет.

Лидия Алексеевна родилась   в селе Ачайваям, Олюторского района в семье оленеводов – Алексея Хотгиргиновича Омрувье и Раисы Таравовны Янавны.

По национальности лауороветланка (чукчанка). Выросла в селе Таловка Пенжинского района. После окончания Каменской средней школы поступила на лечебный факультет Хабаровский медицинский институт, где познакомилась со своим однокурсником и вышла замуж  за Анатолия Александровича Петровца.

1  января 1984 молодая семья после распределения, приехала работать в Корякскую окружную больницу проходить интернатуру по специальности «терапия». Затем после переобучения врачом – дерматологом 29 лет проработала в нашей больнице. В 2007 году за многолетний добросовестный труд была награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, наградным знаком «Отличник здравоохранения»

Лидия Алексеевна тесно сотрудничала с газетой  «Народовластие», особенно трогательно писала о своих коллегах в белых халатах. Работая врачом Корякской больницы, она обладала множеством талантов: краевед, поэтесса, мастерица. Наблюдая, удивляясь красотами природы во все времена года, зная окрестности живописных  мест  поселка Паланы, она  сочинила стихотворение  «Вокруг Паланы – сопки разные».  Как самобытная  мастерица по декоративному прикладному искусству принимала активное участие в поселковых мероприятиях.

4 декабря 2005 году в Окружной выставке изобразительно – прикладного искусства фестивале народного творчества, посвященной 75 – летию Корякского автономного округа.

Ноябрь. 2007 году на Паланский фестиваль семейного творчества Лидия Алексеевна выставляет оригинальные, неповторимые, уникальные работы. Фантазия мастерицы творила чудеса, сделанные от души: поднос декоративный, шляпа плетенная, пляжную сумку и всё сплетено из морской травы, собранных на устьях Паланы. В творческой работе материалом служили рыбные кости, кожа рыбы, позвоночные диски. Использовалась такая рыба, как: горный голец, кета, камбала. Все детали применяла мастерица для шитья: мобильных телефонов, подвесках, шкатулках, табакерках, спичечницах,  косметичках, национальных кукол. У неё было умение раскрывать  красоту материала, преподнести в своих изделиях художественный дизайн.

25 апреля 2013 году в конференц-зале ГБУЗ «Корякской окружной больнице в преддверии Всемирного дня медицинской сестры прошла выставка декоративно-прикладного искусства и конкурс блюд. В выставке приняли участие 22 человека, из них 18- средние медицинские работники. Ими были представлены вышивки крестом, бисером, вязаные изделия: национальные тапочки, малахаи, куклы в национальных костюмах, плетёные корзинки, фотографии окрестностей Паланы. Открывала выставку постоянный организатор мероприятий врач Л.А.Петровец.

Великолепные работы представили мастера вышивки крестом Е.Н.Кунгурцева, Е.Ю.Буга, картина «Сикстинская мадонна», Анна Кучумова вышивка «Мамина радость», С.М. Липегова  «Жасмин», Л.К.Иванченко «Девочка с лошадью», Т.А.Никофорова «Новорожденный», прекрасно вышитые бисером картина М.А.Новицкой, вязаные изделия – салфетки представила Т.Т.Бебешко. Удивительную силу даёт мастерам творчество! Эта выставка пользовалась большой популярностью в поселке Палана.

Лидия Алексеевна с удовольствием творила, создавала, организовывала коллектив на всевозможные мероприятия. Это являлось духовной потребностью. Она беспокоилась судьбой традиционных художественных ремесел северных народов, с большим трепетом относилась к вопросам сохранения  традиционных знаний народов Севера.

Из воспоминаний Ольги Михайловны Поповой: «Лидия Петровец была одной из лучших учениц педагога национально-прикладного искусства Надежды Кайзевны Хелол. По приезду в   Палану, после окончания Хабаровского медицинского института со своей семьей они познакомились со знаменитой семьей Надежды Кайзевны Хелол. С этого момента семейная дружба была неразрывна. Вместе они дружно ходили на природу, чаще всего ходили на рыбалку. Возможно, поэтому у нее сложилось, что она заинтересовалась работой из рыбьей кожи, из которой затем изготавливала различные изделия.

Когда дети  Лидии Алексеевны стали посещать ансамбль «Школьные годы» и выезжать в зарубежные гастрольные поездки во Францию, Италию, где ансамбль принимал участие в различных детских фестивалях и представлял искусство народов Севера Камчатки, в которых были выставлены работы Лидии Петровец.

Лидия Алексеевна, за что бы ни бралась: дома, на даче, на работе всегда относилась очень ответственно  к делу, которому касались ее добрые руки!

Не хочется писать о ней в прошлом времени, она  навсегда останется в наших сердцах такой же неугомонной, веселой, доброй, как и была при жизни!»

Вспоминает Татьяна Мироновна Хелол: «Родные и близкие Лидию Алексеевну называли Зоей. В школе её сверстники тоже называли Зоей. Ей не нравилось имя Лида. Работая постоянно, непрерывно повышая уровень и качество работы, её уважали за дотошность, неравнодушие, профессионализм. Работая в больнице, Зоя  участвовала активно и в общественной жизни: ассоциации, встречи, вместе со своей семьёй ездили тушить пожары….

В нашем музее Н.К.Хелол и её учеников, начинала как прилежная ученица. Первые работы Зоя хорошо рассмотрела, сама нашла ошибки, раскритиковала и переделывала несколько раз. Вместе с детьми музея, которые она принимала как своих родных: помогала, хвалила каждый удачный шаг, по-матерински журила, училась и становилась мастером своего дела. Зоя художник и мастер от природы, замечала нюансы и изюминки, рядом с ней всегда было интересно, даже когда молча сидели, шили каждое своё. Если вначале шила только в музее, то позже так увлеклась, что могла дома ночи напролет шить, продумывая свои узоры. Зоя всегда училась новому: шитью бисером, мехом, выделке шкур и рыбьей шкуры, захотелось ей плетению из травы – нашла мастерицу из села Лесная, устроила нам мастер-классы. С ней интересно было рассматривать книги, фотографии, природный материал  (камушки)……

Надежда Кайзевна с Зоей всегда была спокойна, им всегда хотелось новых встреч, встречи с друзьями, у обоих всегда было много идей и обе переживали за развитие музея. Бывало, обидишься на кого-то, Зоя всегда находила слово волшебное, чтобы взглянуть по-другому на ту же ситуацию – многое становилось на свои места.

Дома, Зоя всегда была доброй и заботливой мамой для своих сыновей, Александра и Дмитрия, ради них жила, отдавала себя до последнего, устраивала и знакомила мир во всем его многообразии. Рядом с мужем, Анатолием, и слабая и сильная женщина.

И сегодня,  хотя Зоя, Лидия Алексеевна, ушла к верхнем  людям, она рядом с нами, помогает. Счастье, что мы жили, дружили и работали рядом.

Заполняя анкету КГБУ «Корякского центра народного творчества» о мастерах декоративно-прикладного творчества было у Лидии Алексеевны желание свои изделия сдать на экспертизу в художественно-экспертный совет при Министерстве культуры Камчатского края. Каждый мастер сталкивается с проблемой в своей деятельности, она писала, что сложно реализовать продукцию, в округе основное занятие рыболовство, охота на морского зверя, но извечная проблема отсутствия сырья, так же ограничена связь, контакт с мастерами Корякского округа, Камчатского края, регионами.

Решение этих проблем Лидия Алексеевна считала, что в  развитие традиционных ремесел это открытие мастерской по пошиву одежды, магазины местных сувениров. Назревает необходимость объединить усилия всех мастеров прикладного художественного творчества в Центр мастеров, объединение мастеров в Союз, Ассоциацию. Эди люди смогут передать своё мастерство и народные традиции молодежи, детям, а так же привлечь взрослое население, готовые получить новую специальность. Конечно, для всей этой работы нужна поддержка руководителей органов местного самоуправления, Министерства.

А живой родник традиционного ремесла не иссякнет, какой тяжкой она не была. А люди всегда будут творить Красоту!»