Обряды «заманивание рыбы в реки»

В давние времена все церемонии, имели магический смысл, связанный с хозяйственно — бытовой деятельностью коренных жителей. На церемониях наши предки благодарили природу за пищу, кров, удачную охоту, благополучие и здоровье близких. Предки верили, что проводимые обряды помогут роду заготовить достаточное количество запаса еды на зиму, чтобы безбедно и сытно прожить зиму. Данный обряд, представленный вашему вниманию магическим образом заманить как можно больше рыбы в речку.

Пойманную рыбу очищали от мяса так, чтобы голова, кости, плавник и хвост оставались нерасчлененными. Ее вплетали в косичку из травы, эту связку тащили против течения реки одна из пожилых женщин. Затем её заносили в жилище и вешали на перекладину, расположенную над домашним очагом.

А коряки из села Лесная, вплетали в травяную косичку не только голову рыбы с жабрами, но и пучки медвежьей шерсти, тащили против течения реки несколько человек. Это действие сопровождалось словами: «Так много рыбы, аж через край сети плескается!». После этого косичку с рыбой, символизирующую сеть, наполненную рыбой, оставляли в воде, закрепляли её на берегу тяжелым камнем. В этот день на берегу реки обязательно варили уху и ели ё в большом количестве.

У оленеводов Ачайваяма наряду с такой формой обряда первую пойманную рыбу немного отваривали, отделив мясо от кости, толкли её вместе с листьями тальника и карликовой березы, этой кашеобразной смесью мазали рот рыбе, при этом кричали, подражая чайкам. После совершения обрядовых действий кости рыбы оставляли на берегу, а мясо съедали. С этого момента разрешалось употреблять рыбу в пищу.

Таловские коряки проводили обряд следующим образом. Пойманную рыбу очищали от мяса так, чтобы голова, кости, плавник и хвост оставались нерасчлененными. Ее вплетали в косичку из травы, эту связку тащили против течения реки женщины и громко кричали «Тытель кок нынвык ынну яллай!». Что в переводе означает — «Как много рыбы пришло!» Затем её вешали на дерево и оставляли.

Составила:
Заведующий отдела по фольклору КГБУ «КЦНТ»
С.С. Голикова