Лосось в традициях коренных народов Камчатки

«Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы, и способен жить только сегодняшним днем».

Чингиз Айтматов

Традиции и современность — сегодня, важнейшее звено в работе по сохранению культурного наследия коренных народов Камчатского края. Знание и владение традиционными знаниями дает уверенность и важнейший шаг в воспитании этнического самосознания и воспитания подрастающего поколения.
Лосось — неотъемлемая часть Камчатской природы, он является, основой жизни на нашем полуострове.
Лосось — один из главных источников для жизни коренного населения Камчатки.
Альбом поможет узнать об уникальности лосося, и понять важность сохранения его биоразнообразия и традиционных знаний о лососе у коренных народов

 

Традиция — это сохранение, бережное обновление и передача от поколения к поколениям, прежде всего способов деятельности, знаний, нравственных норм и т. д.

Традиции являются одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры.
Корнями всего древа культуры, связывающие его с почвой, питающими соками традиции.
Обряд — особый способ передачи новым поколениям определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств. Обычай и обряд — тоже средство передачи новым поколениям культурного наследия предков. Но в отличие от обряда не несет в себе символического созерцания.

В работе собраны традиционные знания коренных народов Камчатки об использование лосося, а также знания о лососе в легендах, сказках и устном народном творчестве коренных народов, в традиционных обрядах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве, современном художественном творчестве в котором отражено отношение человека к природе и устойчивое природопользование, особенно рыболовство как главная тема.

Что такое Дикие тихоокеанские лососи?

Это уникальный ресурс, способный создать небывалый социально — экономический рост в нашем регионе в современных условиях мировой ограниченности натуральных, экологически — чистых ресурсов.

Тихоокеанские лососи принадлежат к группе рыб, ветвь которых на эволюционном древе появились около 400 миллионов лет назад. За недолгие 40 миллионов лет эти новички, лучепёрые рыбы, стали доминировать во многих средах обитания и имели хорошие перспективы для господства в море. В это время лосось был распространен по всему Мировому океану. Ученые предполагают, что первый лосось мог плавать в тех водах, что и динозавры последние несколько миллионов лет их господства на земле. В настоящее время лосось распространен от реки Лена (Якутия) вдоль берегов северных морей до Аляски и в северной части Тихого океана от острова Тайвань (Китай) до берегов Калифорнии (США).

Основными причинами сокращения численности лососевых стад за миллионы лет стали горообразовательные процессы, подъем уровня Мирового океана, потепление климата, вулканизм и антропогенная деятельность – плотины, рыборазводные заводы, добыча природных ресурсов, как на суше, так и водах Мирового океана.

Почему Дикие?

Это синоним слов природные, натуральные.

В чем уникальность? Основной объем мировых лососевых это искусственный (садковый) экологически-проблемный лосось, выращенный на фермах. Камчатский край — единственный регион в мире, где остался дикий, природный лосось в таком количественном и видовом составе.

Лосось — основа жизни на Камчатке, рыбный промысел и основа экономики полуострова.

Для сохранения дикого лосося нужно не так уж много: чистая вода, нетронутые нерестилища, большие участки первозданной природы.

Промысел лососей на Камчатке ведется с давних времен, и по сей день, он является важнейшим фактором стабилизации экономики и источником внешних доходов, кроме того, он вносит существенный вклад в обеспечение рыбной продукцией всей страны. Не без гордости тихоокеанского лосося можно назвать главным символом Камчатки.

На Камчатке воспроизводится примерно пятая часть мировых запасов природного тихоокеанского лосося.

В камчатских водоемах обитает, по меньшей мере, десять видов лососевых, из которых пять (горбуша, кета, нерка, кижуч и чавыча) являются промысловыми.

Род Тихоокеанских лососей отличается от других родов семейства лососевых своеобразной биологией — они погибают после нереста. Их жизнь делится на два периода — пресноводный и морской. Размножается тихоокеанский лосось в пресных водоемах, скатывается в море, проведя в реках и озерах от нескольких дней до 3 лет. Морской период жизни длится у разных видов от 1, 5 до 8 лет. Чувство дома — хомминг, — ведет лосося в родной водоем, где он, отнерестившись, погибает. Камчатка — единственное место на планете, где нерестятся все 6 видов тихоокеанских лососей. Весной и летом, нагулявшись в океане, взрослый лосось возвращается в места своих нерестилищ.

Издревле, коренные жители вылавливали и заготавливали рыбу в том количестве, которое было необходимо для выживания.

На фоне стремительно растущих масштабов искусственного разведения, дающего сейчас более половины всей товарной лососевой продукции по всему миру, Камчатка является крупным регионом в западной части Тихого океана, где сохранились условия естественного воспроизводства лососей и который может рассматриваться, как район с большим резервом их генофонда.

Основной угрозой для запасов тихоокеанских лососей в российских водах является браконьерство.

Запасы промысловых видов тихоокеанских лососей на Камчатке в последние годы находится в удовлетворительном состоянии, однако численность наиболее ценных видов — чавычи, кижуча и некоторых стад нерки идет к снижению. Причина этого — перелов и браконьерство.

Джим Лихатович: «Лососевые — одни из древнейших обитателей Тихоокеанского Северо-Запада, более миллиона лет они учились расселяться, используя почти всю пресноводную область, эстуарии и морскую среду обитания. Чавыча, например, процветает в реках, текущих и через дождевые леса, и через пустыни. Она нерестится и в притоках всего в нескольких милях от моря, и в скалистых горах, в 900 милях от соленой воды. Миллионы лет главной силой лососей была их способность проникать и жить везде, приспосабливаясь к широчайшему разнообразию сред обитания…»

Из истории о лососе:

В камчатских реках и озерах воспроизводятся 6 видов тихоокеанских лососей — горбуша, кета, нерка, кижуч, чавыча и сима. Размножаются они в пресных водах, а для нагула уходят в морские воды.

Продолжительность пребывания молоди отдельных видов в пресных водах различна. Молодь горбуши и кеты скатывается в море в год своего рождения, почти не питаясь в реке. Эти виды наиболее высокой численностью, в связи с чем больше их промысловый запас.

Молодь нерки, кижуча и чавычи нагуливается в пресных водах от года до трех лет. После нагула и интенсивного роста в морских водах горбуша и кижуч возвращается в реки на следующий год, а остальные виды через два — три года.

Характерная особенность лососей — возвращаться в те водоемы, в которых нерестовали их родители и откуда они скатились в море — обуславливает образование локальных стад.

На биологической особенности лососей возвращаться в родные реки, образуя при этом скопления, легко доступные, для отлова, и основан традиционный прибрежный промысел.

Самки лосося носят 2500-7500 икринок, но менее 2% из них станут взрослыми рыбами, которые вернутся в реки и тоже отложат икру.

В мире интересного.

Тихоокеанские лососи — ценные промысловые рыбы, наиболее многочисленны именно в вулканических областях северных побережий Тихого океана: в Азии — на Камчатке, в Америке — на Аляске. И это не случайно: реки, протекающие в вулканических областях, отличаются высокой долей грунтового питания, что необходимо для успешного размножения лососей. Рыбы зарывают свою икру в галечный грунт реки, только в тех местах, где просачиваются грунтовые воды. Икра дышит, вода несет живительный кислород эмбрионам рыб.

В недалеком прошлом реки Камчатки были переполнены лососем/

Многие исследователи и путешественники, в разное время побывавшие на Камчатке в своих воспоминаниях большое внимание уделяли лососю, богатстве его разнообразия, ценности, основных видах хозяйственной деятельности и способах его заготовки.

Еще первооткрыватель Камчатки В.Атласов, столкнувшись с никогда ранее не виданным обилием рыб, не мог не отметить в «скасках» этого уникального явления. Вот как звучит первое известное историческое свидетельство об удивительных рыбах — камчатских лососях: « А рыба в тех реках в Камчатской земле морская породой особая, походит на семгу, а иноземцы называют овечиной. И иных рыб много, 7 родов разных, а на русские рыбы не походят… И для той рыбы держится по тем рекам зверь — соболи, лисицы, выдры».

Для чавычи В.Атласов привел название овечина, заимствованное, по мнению академика Л.С. Берга, из языка оседлых коряков — «евоч».

С.П. Крашенинников: «Все рыбы на Камчатке идут летом из моря в реки такими многочисленными рунами, что реки от того прибывают, и, выступая из берегов, текут до самого вечера, пока не перестанет рыба входить в их устья… Медведи и собаки в том случае больше промышляют рыбу лапами, нежели люди в других местах бреднями и неводами. А для сей причины и неводов на Камчатке не делают… да и невод за множеством рыбы вытягивать трудно, к тому же и надежды нет, чтоб не прорвался, каков бы толст и крепок ни был… Рыба за хлеб почитаться может».

В.И. Иохельсон: «Рыба — свежая и высушенная на солнце — главная пища приморских коряков. Летом и осенью едят свежую, вареную рыбу. Любят ее также жарить на вертеле. Головы едят сырыми, а хрящи считаются особым лакомством… Сырую рыбу едят мороженной, настроганной тонкими стружками»…

В.Н.Тюшов: «Главным занятием жителей …является рыболовство, так как рыба составляет существенную и единственную их пищу… Рыба у них поедается за завтраком, рыба идет в обед, с рыбой пьется чай, и рыба же составляет ужин. Тут вы можете видеть рыбу на все манеры, во всех видах приготовленную: квашенная, рыба жаренная, вареная вяленая, соленая, сушеная».

Со времен Степана Крашенинникова прошли не миллионы лет, но в настоящее время мир речной и морской живности не впечатляет былым количеством и богатством разнообразия видов. Добыча лосося составляет основу экономики нашего региона, но наряду с этим существует ряд проблем, связанных с нерациональным использованием природных ресурсов: браконьерство, загубленные нерестовые реки, тонны выпотрошенной рыбы…

Основной угрозой для запасов тихоокеанских лососей в российских водах является браконьерство.
Запасы промысловых видов тихоокеанских лососей на Камчатке в последние годы находится в удовлетворительном состоянии, однако численность наиболее ценных видов — чавычи, кижуча и некоторых стад нерки идет к снижению. Причина этого — перелов и браконьерство.

Жизненный цикл лососевых видов рыб.

Жизненный цикл организма — это совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий развития, пройдя которые, особь становится способной дать начало следующему поколению.
Жизнь лососевых рыб начинается в пресных водах после слияния клеточных ядер яйцеклетки (икринки) и сперматозоида родительских особей.

Нерест происходит на галечных грунтах. Самки выметывают икру в вырытые ими нерестовые гнезда, а после оплодотворения засыпают ее галькой.

Образуется нерестовый бугор, под защитой которого в течение 3—9 месяцев проходит развитие эмбриона (зародыша). Необходимым условием успешного развития лососей является хороший водообмен в нерестовых буграх, который обеспечивает благоприятные кислородные условия и вынос продуктов жизнедеятельности.

Вылупившиеся свободные зародыши какое-то время малоактивны, лежат в грунте между галькой. Питание в этот период происходит целиком за счет запасных веществ желточного мешка, который постепенно рассасывается.

После выхода из грунта бугров зародыши приступают к питанию внешней пищей, в основном беспозвоночными организмами, населяющими поверхность речного дна (эпибентос). С момента приобретения способности переваривать захваченную пищу начинается личиночный период. Личинки сохраняют временные провизорные (т.е. эмбриональные) органы, например плавниковую кайму и остатки желточного мешка.

К началу малькового периода у молоди исчезают эмбриональные органы, появляется сложная пигментация покровов, меняются пропорции тела.

Мальки активно расселяются по рекам и озерам, горбуша и кета в это время скатываются в море. К концу периода завершается формирование всех систем органов и появляется чешуя.

Полностью сформированную молодь лососей с продолжительным пресноводным периодом жизни за ее пеструю окраску называют пестрятками.

В реках основным кормом пестряток становятся сносимые вниз по течению беспозвоночные животные, в основном личинки и имаго (взрослые стадии) насекомых. Последних молодь схватывает, когда они роятся в воздухе у воды или падают на ее поверхность. В озерах пестрятки переходят на питание зоопланктоном, в основном ракообразными. Подросшие лососи часто переходят к хищничеству и поедают мелких рыбок. В рационе молоди хариуса присутствует растительная пища.

Перед миграцией в море молодь претерпевает сложную морфофизиологическую перестройку, цель которой — подготовка организма для жизни в морской воде. Активизируется работа выделительных клеток жаберного эпителия, пестрая окраска сменяется на серебристую, рыбки становятся более прогонистыми и округлыми в сечении (вальковатыми). Этот комплексный процесс изменений получил название смолтификации, а скатывающихся в море рыб называют серебрянками, или смолтами.

Размер особей некоторых видов может достигать половой зрелости, оставаясь на всю жизнь в реках и озерах.

В соленых водах тихоокеанские лососи нагуливаются вдалеке от берегов; камчатская семга и гольцы обычно совершают менее протяженные морские миграции или выходят в прибрежье каждый год. В течение всего периода морского нагула лососевые, перемещаются вслед за фронтом течений — зоной, богатой кормовыми ресурсами. Рыбы, достигшие половой зрелости, начинают свою нерестовую миграцию к рекам. Замечательно, что обычно лососи находят именно ту реку, в которой они родились.

Предполагают, что в море рыбы ориентируются по солнцу, луне, созвездиям и электромагнитным полям Земли, вблизи берегов — по запаху и вкусу воды родной реки. Внешний вид рыб, входящих в реки, меняется — под воздействием половых гормонов у них появляется брачный наряд. Изменяются пропорции тела, окраска становится ярче. Особо сильно брачный наряд выражен у тихоокеанских лососей. Во время подъема по рекам представители этого рода не питаются, существуя исключительно за счет запасов, накопленных в мышцах.

Тихоокеанские лососи мечут икру всего один раз в жизни, все отнерестившиеся рыбы погибают. Форели и гольцы могут нереститься несколько раз в жизни.
Традиционный образ жизни малочисленных народов — исторически сложившийся способ жизнеобеспечения, основанный на историческом опыте предков в области природопользования.
У аборигенных народов этническая самобытность не может быть оторвана от их образа жизни. К.Б. Клоков в своей работе рассмотрел основные причины сохранения традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера:
во-первых, традиционное природопользование является основой жизнедеятельности этих народов, необходимым условием их существования. Если не сохранится традиционное природопользование – исчезнут и коренные народы.
во-вторых, вместе с традиционным природопользованием исчезает исторический опыт экологической культуры, составляющий богатство не только коренных народов, но и всего человечества.
в-третьих, что особенно важно для России, сохранение промыслово-оленеводческого хозяйства и традиционного уклада жизни коренных народов Севера можно рассматривать как один из аспектов другой актуальной сейчас проблемы: попытки найти альтернативу западной модели общественного развития.(Клоков, 1997).

Традиционные виды деятельности обеспечивают занятость десятков тысяч человек из числа коренных малочисленных народов Севера, удовлетворяют потребности местного населения в мясе, рыбе, дикоросах, меховой одежде…

Коренные народы проживают на территориях с высокой природной ценностью. Это обстоятельство говорит об эффективности традиционных систем управления ресурсами. Развитие традиционных знаний, навыков и культуры коренных народов также обусловлено неразрывностью связей коренных жителей с природой. (Бочарникова, 2003).

Сегодня, в условиях отчуждения человека от этнических корней и истории, проблемы сохранения традиционных знаний встают с особой остротой. В этой ситуации лишь система образования имеет возможность способствовать формированию этнической идентичности молодежи. Передача ценностей традиционной культуры от стариков к детям, возвращение к истокам, к корням своего народа, к его традициям, культуре и быту — залог сохранения целостности традиционной культуры коренных народов
Традиционная культура формируется тысячелетиями. За ней эпохи и сотни поколений. Она должна быть сохранена. Это необходимо для нравственной среды, в которой живет как отдельный человек, так и целый этнос. Сегодня, несмотря на лавину социально-экономических процессов, очень важно сохранить то, что поддерживает существование народной культуры: традиционный уклад жизни и соответствующее ему мировосприятие…

Изучение традиционных экологических знаний коренных народов Камчатки обеспечивает сбор и сохранение бесценной информации о технологиях традиционного природопользования, отношения к природным, в том числе лососевым ресурсам. Препятствием для сохранения традиционных знаний является то, что их важность и связь с биологическим разнообразием, сохранением природы недостаточно хорошо понимается, а также имеет место недостаточность информации относительно их биологического значения и роли в образе жизни и пропитании коренных малочисленных народов Севера. Необходимо систематизировать, полученные экспертные данные коренных народов по традиционным знаниям, пополнить базу данных по ТЭЗ с дальнейшей перспективой их распространения, корректировки и самостоятельного использования, что также позволит продемонстрировать применение традиционных знаний в управлении и охране природных ресурсов».

«Коренные народы Камчатки, вследствие особенностей развития и географического положения, сохраняли вплоть до первой трети ХХ века специфическое понимание мира. Для местного населения до сих пор остается важным иметь возможность использования возобновляющихся природных ресурсов, которые являются базой их выживания в традиционных видах хозяйствования, которыми для коряков, ительменов, чукчей, эвенов, алеутов являются рыбный, речной и морской промысел, охота на суше и на море, оленеводство, сбор дикоросов.

Характерная черта традиционного образа жизни коренных народов – общинный характер отношений и слабые миграционные процессы. В таком образе жизни, укреплялись социальные отношения, а молодежь усваивала традиционные знания и опыт предков. Это способствовало стабилизации местных общностей и созданию самобытной культуры. В менталитете коренных народов пользование природными ресурсами было основано на понимании целостности и взаимозависимости с окружающим миром, и определении человека как элемента равнозначного всем остальным составляющим природы.

Основным правилами использования природных ресурсов были – брать у природы столько, сколько необходимо для жизни и не больше, а также полно использовать добытое. Последнее — определяется в техногенном обществе как безотходное производство. Народы Севера, живущие в экстремальных природно-климатических условиях, острее и ближе чем другие этносы ощущают непосредственную зависимость человека от окружающей среды. На этой основе формируется осознанный рациональный подход к потреблению природных ресурсов, в отличие от подходов промышленного, индустриального человека, стремящегося к наращиванию в первую очередь материальных благ»

Возрождение и поддержка традиционного отношения к природе на землях, населенных смешанными группами пришлого и коренного населения на Камчатке, должно ориентироваться на последних. Ведь практически весь опыт природопользования коренных народов совпадает с принципами экологической этики современности. Сформировать эти принципы в процессе воспитания помогает изучение традиционных знаний и фольклора коренных народов Камчатки. Устное народное творчество является коллективной памятью, которая фиксирует социальные нормы поведения и принципы взаимодействия с природой.

Культура северных народов Камчатки, словно переплетенные жемчужины, играя своим великолепием, в свете зари, связывает в бесконечном единстве ожерелья тысячи уникальных обычаев и историй.

Фольклор, танцы и музыка, обряды и обычаи, декоративно — прикладное искусство народов Севера ярко отражает бережное отношение к богатствам природы, неся в новый век традиции и свои нравы.
Вековые традиции, передавая, из поколения в поколения бережно хранят в себе уважение к природе, и правилам рационального потребления и использования природных ресурсов.

Дикий лосось, занимая большое значение в жизни коренных народов Камчатки, находит большое отражение в народном творчестве и традиционных знаниях коренных народов Камчатки.

Приоткрывая занавес старины, открываются удивительные сказки и легенды о лососе, праздники и обычаи, рассказывающие нам об обрядах камчатских аборигенов перед началом рыболовного промысла, почти забытое искусство народных мастериц, пошив изделий из рыбьей кожи и многое другое удивительно и маняще заманчиво своей уникальностью.

С древнейших времен промысел лосося у местного населения сопровождался запретами, а вся система традиционных знаний, верований и обычаев было полностью согласовано с принципами рационального природопользования.

Наиболее сохранившимся до наших дней со всеми обрядами и правилами проведения является национальный праздник праздник первой рыбы.

«Весной, когда открываются реки, коряки (чавчувены и нымылане) проводили обряд «Встреча первой рыбы». В этот день плели из травы (осоки) веревку, в которую вплетали медвежьи пучки, жабры рыб. Бросали ее в воду и тянули против течения реки, призывая большой улов. На берегу варили уху и чай для всего населения».

Цель обряда заманить с помощью ритуальных действий рыбу в северные реки и обеспечить ее добычу в течение всего летнего, осеннего сезона. Пойманную рыбу очищали от мякоти, так, чтобы голова, кости, плавники и хвост оставались единым целым.

Получившуюся хребтину скрепляли веревкой, сплетенную из трав — осоки и медвежьих пучек, эту связку женщина старейшина вела вверх по течению, призывая большой улов. Затем рыбий остов заносили в жилище и вешали на перекладину, расположенную над домашним очагом. На берегу варили чай и уху для всего населения.

Но у жителей отдаленных сел этот обряд имеет свои особенности:

В селе Лесная, на речке ставят «чирусы», ждут улова первой рыбы. Разделывают, оставляют тушку, берут свежую траву, листья разные и все это сплетают вместе: голову с жабрами, кишки и икру. При этом проявляют большую осторожность, чтобы все икринки были целы. Сплетенную траву сначинают тащить против течения, выкрикивая: «Ой, как много рыбы будет!»

В селе Ачайваям, первую пойманную рыбу немного отваривали, отделив мясо от костей, толкли мясо вместе с листьями тальника и карликовой березы. Этой массой мазали рот рыбы, при этом кричали, подражая чайкам. После совершения обрядовых действий кости рыбы оставляли на берегу, а мясо съедали. С этого момента разрешалось употреблять рыбу в пищу.

В поселке Оссора, Карагинского района пойманную первую рыбу разделывают следующим образом: отрезают голову, вынимают внутренности, свежую траву, листья, ветки сплетают вместе потрошенную голову рыбы, внутренности, икру. Затем опускают в воду, тащат против течения, при этом громко кричат на корякском языке: «Ой, как много рыбы!» Пройдя некоторое расстояние, вешают на дерево возле реки. И начинаются конкурсы на ловкость, сноровку, умение быстро и ловко пластать рыбу и другие.

«Как умудрились наши предки донести до нашего времени такое богатство Природы? Чтоб осветить предстоящие проблемы, именно. Проблемы, а не вопросы, нам надо напомнить, как жили наши предки? Чего они больше всего придерживались?

Конечно, жили себе и жили. Добывали пищу: корни, рыбу, зверя, птицу. Но брали столько, сколько надо на долгое зимнее время себе и собакам. Никогда не было так, чтобы лишний улов где-то выбрасывался. Сначала пойманную первую рыбу, добычу (мяса, птицу) делили между всеми в стойбище, посёлке. Потом ловили рыбу и отдавали её тому, кому она нужна сейчас. Потом ещё ловили, а уж ловцам в последнюю очередь. При обработке рыбы ничего не пропадало — всё сушилось на зиму собакам вместе с костями. Зима ведь долгая. Что варилось — тоже употреблялось в пищу людьми, опять же — остатки собакам.

Или отваренную оставшуюся рыбу (свежую), освободив от косточек, сушили, перетерев её мелко, получалась «порша». При сушке накрывали от мух. Зимой такой порошок в кипятке с сухой черемшой — как современные «горячие кружки» супа — использовали в поездках, наскоро — дома…!

Из детства вспоминаю, когда обрабатывали рыбу, то всё сушилось на вешалах. Перед тем, как начать резать «пластать» рыбу, женщины нарезали траву для подстилки. Чтоб кровь не таскалась по земле. После окончания «пластания» траву сворачивали.

Река представлялась ительменам живым существом, могущим реагировать на поступки людей и даже мстить за них; поэтому в то время, когда река закрывалась льдом, запрещалось делать толкушу, в противном случае река может выйти из берегов и затопить все сенокосы и утащить всё сено, сложенное в стога.

Весной реку «встречали» таким образом:

На легкую кору тополя клали хлеб и соль на людину для удачи в рыбном промысле в наступающем сезоне, заботились, чтобы рыба шла в реку. Угощали реку тем, чего не было в ней самой: хлебоми солью. И так делалось. Вспомина. Когда мы учились в селе Хайрюзово (не Усть-Хайрюзово: которое сейчас называют чаще Хайрюзово) — село тогда было большое, там была семилетняя школа. Идет урок. И вдруг кто — то сообщает, река «пошла» — освобождается ото льда! Нас учителя всегда отпускали с урока смотрет на это бурное природное зрелище. Вдоль реки по всему берегу население села, охотники из ружей стреляли в воздух над рекой: отпугивали злых духов, чтоб река проходила чистой и потом была богатой всякой рыбой.
Помню: для чего внизу поселка Сопочное (Сузвай) реку загораживали забором с частоколом? Спрашиваю, уже совсем взрослой, работая в селе Ковран, когда работала в ковранской школе и уже начинала вести кружок по изучению ительменского языка, культуры и быта. Для чего перегораживали?

Оказывается — когда рыба идет на нерест вверх по реке, чтоб ее не пугать, не мешать ей!

Чтоб ни кони не прошли на ту сторону реки — своим запахом не испортили движения рыбы к месту нереста, чтоб ни собаки не переплыли реку. Так же при подходе корюшки не переходили реку. А если надо было обязательно перейти на ту сторону реки — можно было опять — таки идти вниз, по реке и там перейти реку.
Делали посреди того речного забора типа «калитки», следящие за рекой мужчины замечают, сколько уже прошло рыбы вверх, под вечер закрывают той «калиткой» забор. Тогда и можно бросить сеть поневодить, чтоб поймать рыбу для еды. Ловят всем, кому надо: приходят люди, берут рыбы для всей семьи варить, но эта рыба только на сейчас для варки, для еды. Солить чуть позже на зиму, когда летняя жара спадет. Так берегли рыбу». К.Н.Халоймова

В.И. Иохельсон: «… Сухая рыба, называемая русскими жителями «юколой», приготовляется женщинами в летний рыболовный сезон на берегах рек или на морском побережье и сохраняется для употребления зимой. Сначала отрезается голова и сушится отдельно. Потом взрезают ножом брюхо и вынимают внутренности. Икра сушится отдельно, а мясо режется вдоль хребта на длинные полосы, остающиеся соединенными у хвоста, и так вешается на жерди сушильной рамы. В солнечные дни сушка идет очень скоро. Через три-четыре дня юкола готова. В ясную погоду предварительная сушка производится на открытых вешалах. Потом рыба снимается с них и вешается под настилами складов. Осенью, когда ночи уже холодные и можно не бояться гниения, происходящего от сырости, сухую рыбу собирают и убирают в склады. … Самая лучшая погода для приготовления юколы — ясные, холодные дни с ветром, разгоняющим мух. Вообще же после сочной сиговой юколы полярных рек кетовая показалась мне безвкусной и сухой, поэтому и коряки при еде обмакивают ее в топленый нерпичий жир.

После того как пластины мяса для юколы сняты с хребта, на скелете еще остается немного мяса. Часть его срезается тонкими стружками и сушится на солнце, на песке или камнях на берегу. Скелет вешается на обыкновенные вешала и сушится на зимний корм собакам.

Интересно отметить, что сельдь режется всегда только древним костяным ножом. Вся другая рыба режется современными железными ножами. Может быть, это следует приписать удобству костяного ножа, который подобным же образом все еще употребляется эскимосами острова Ванкувер, или может быть, это запрет, указывающий на то, что в прежнее время сельдь играла более важную роль в пище коряков, чем теперь. Относительно других видов рыбы существует запрет, заключающийся в том, что ее нельзя резать поперек, а только вдоль…»

ПО ЗАВЕТАМ МОИХ ПРЕДКОВ

«Река Лесная (Вэемлэн) могла служить первооткрывателям Северной Камчатки кратчайшим путем для выхода па восточный берег полуострова со стороны реки Пенжины.

Русское зимовье было создано на реке Лесная отнюдь не случайно. Во-первых, здесь был лес, необходимый для строительства кочей и самого зимовья. Чуть позднее и коренные жители стали использовать лес для постройки землянок, юрт и байдарок. Лесной реку могли назвать только русские, пришедшие на нее с Севера со стороны безлесой Пенжины.

Во-вторых, именно по Лесной русские могли выйти с Охотского моря на Берингово: с верховьев реки всего лишь за один день можно было перейти на верховье реки Карага и по ней попасть к Берингову морю. Но как бы ни складывалась судьба Лесной, ее летопись будет всегда начинаться с тех давних времен, когда пришли 11а эту благодатную землю мудрые предки современных жителей села — нымыланы, «сидячие коряки», как называл их С.П. Крашенинников. Эта группа коряков, в отличие от оленных (чавчувснов), ведет оседлый образ жизни. Поселившись вблизи богатых рыбой рек и морей, занимаются рыболовством и охотой па морского и пушного зверя.

До сих пор рыбная ловля — основа жизни коренного населения Лесной, а рыба — главный продукт питания как для людей, так и для их четвероногих помощников — ездовых собак.

И сегодня, спустя века, жители поселка выходят на рыбный промысел на батах и байдарах. Мужчины закидывают сети, невода, а женщины в это время па берегу разделывают туши, потрошат и вывешивают рыбу на юколъниках.

Коряки-нымыланы стараются использовать в пищу все части рыбы. Рыбные головы идут на закваску, что считаемся среди местного населения деликатесом — выр-лэв’ту (заквашенная рыбная голова). Лэлн’ин (икра) — любимая и питательная пища. Ее заготавливают впрок, засушивая на воздухе с травой. Едят икру вместе с кедровыми орехами. Осенью она идет для приготовления традиционного блюда — толкуши. Сушеная икра незаменима при выделке шкур. Ее толкут до образования порошка, а затем намазывают на выделанную шкуру, отчего та становится мягче. Особенно много заготавливают сушеной рыбы. Тэв’г’эл (юкола) с нерпичьим жиром — лучший завтрак.

Изготовление батов, как и прежде, — мужское дело. Их выдалбливают из тополя. На быстрых и глубоких
реках они незаменимы. Длинные шесты помогают рыбакам переправиться через любое течение. Для охоты на морского зверя чаще используют маленькую байдару на одного человека. Ее деревянный каркас но традиции обтягивают крепкими нитками из оленьих и китовых жил. Прежде для этих целей использовали даже крапивные волокна. Управляют байдарой при помощи двух весел, похожих на маленькие лопатки. В большую байдару вмещается десять и более человек. Плавание на байдаре связано со многими поверьями. Весной, при спуске на воду, и осенью, по окончании сезона, устраивают традиционные праздники «Спуск байдары», «Встреча первой рыбы», «Встреча охотников на нерпу». А.Т. Уркачан.

Интервью с Айе Виктором Теоновичем (1933 г. р., коряк, оленевод, пенсионер)

До того, как появились капроновые сети, чем ловили рыбу?

«До того, как появились капроновые сети рыболовы ставили запоры — приспособления для ловли рыбы. Сети раньше делали из крапивы семьями. Запоры состоят из 10 – 5 изгородей, заплетают их не верёвкой, а специально приготовленными берёзовыми корнями, которые подбирают по ширине, затем в тени сушат. Перед использованием их замачивают в воде. Кроме того, посередине изгороди ставят морду – приспособление в которое заплывает рыба, но оно не позволяет её выплыть назад. Брать следует только то количество рыбы, которое необходимо для пропитания семьи, лишнюю рыбу надо пропускать. Запоры ставят на галечном грунте, под наклоном. Запоры ставили на меляках, могли ставить несколько морд, рыба кончается, запор скручивают. Морду ставили в середине, морды делали из прутьев.

Морда в натуральную величину (Тигильский краеведческий музей). На фото главный хранитель Тигильского районного краеведческого музея Алексеева О.К.

Процесс добывания рыбы как назывался?

Так и назывался – рыбалка, анотван – коллективная рыбалка, занималась община.

Место, где много рыбы называется эннавеям.

Рыбаков как называли?

Называли их – намийтован; живут на рыбе – на морском берегу.

Проловные дни — это что такое?

Раньше проловных дней не было, рыба была всегда.
Проловные дни – когда река поднимается, изгородь и морды убираются и рыба спокойно проходит.

Как называется погода неподходящая для рыбалки?

Инэтваям – погода, не подходящая для рыбалки.

Как обозначались части света?

Айэткан – северный
морской – западный
амэн – восточный
тёплый – южный

Как назвались различные части реки?

исток — плоткан
маленькая речка – кайваям
дальше (большая речка) – мейлвоям

Что такое бат? Как они изготавливались?

Бат использовался для передвижения по рекам. Изготавливали их из тополей, 4 – 5 м. высотой, по возрасту не старые и не сильно молодые. Деревья обрезают, ошкуривают, долбят, сплавляют до места. Далее собирают мох, дрова, внизу разводят слабый костёр, а сверху – слой мха и туда опускают бат. Древесина становится мягкой, дальше обрабатывают, палки внутрь вставляют и распирают бат, чтобы края не спадались. Начинают ощупывать на предмет толщины, где толще, там срезают. Далее делают замок на корме и на носу, чтобы бат не раскололся. Бат делается около 3 – х месяцев. Заготавливают его прозапас, одного бата хватает на один сезон.

Существуют ли специальные обозначения для мест обработки рыбы? Какие существуют инструменты для обработки рыбы? Назовите способы заготовки рыбы.

Чона – место для обработки рыбы, где хранилась рыба – балаган, женщинам надо следить за рыбой, чтобы не съели черви. Разделывали рыбу только ножами.

Способы по заготовке рыбы – рыбу сушат – получают юколу.

Какую рыбу ловили и ловят у Вас на реке?

Рыбу ловили разную по сезонам: каюрка весной, горбуша, кета, нерка – «красная» рыба, «красница», смёга — летом, после сёмги – корюшка. Весной использовали отолы, летом ставили запоры, осенью использовали прицип перегородки рек: короткое (2 – 3 км.) ответвление или речушку перегораживают и ловят зашедшую туда рыбу.

Ряд запретов (табу), относящихся к рыбному промыслу.

Елизавета Порфирьевна Орлова записала много интересных примеров, некоторые из них уже в наше время были забыты.

1. Если перегнать через реку лошадей, то в реку не пойдёт корюшка.
2. Если собака переплывёт реку выше запора, то кижуч уйдёт из реки.
З. Если бабы перевезут через реку кемчигу и сарану, рыба может уйти из реки.
4. В долине реки Камчатки женщин не пускали к чавычъей сетке(« а то рыба не пойдёт в сеть»).
5. Рыба уйдёт из реки, если перевезти через запорные места: оленью кровь, шкуру выдры, зайца или убитого глухаря.

Кроме того, существовали и такие запреты:

1. По реке весной нельзя сплавлять тополёвый лес;
2. Весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, потому что на них много юкольной моли (моль ест рыбу, и поэтому рыба боится её и может уйти из реки).
3. Железным топором нельзя забивать запорные колья в дно реки; до 1927 года колья забивали деревянными громоздкими колотушками, так как были уверены в том, что железным топором можно «перерубить» реку и тогда совсем не будет в ней рыбы».

Запреты — обереги

«Рыбу не мучай, — смотри в реку упадешь!»
«По воде не хлещи — смотри дождь начнется!»

Корякские поверья

Если чайки высоко — значит, рыбы нет.
Нельзя бросать рыбу через речку.
Нельзя варить мясо зверей и рыбу в одном котле.

Лосось является одним из основных источников национальной кухни коренных народов Камчатки.

Рецепт тылкытыла

Национальное блюдо в состав, которого входит: ягода, трава, коренья, ядра кедрачевых шишек, нерпичий жир, высушенная сердцевина иван-чая, высушенная икра.

Топленный нерпичий жир (валывал) вытаскивают из специальных мешков, мелко нарезают, топят на медленном огне, до тех пор, пока жир не превращается в шкварки. Переливают в отдельную кастрюлю, дают остыть.

Стебли иван-чая (нунун) собирают в августе, только мужского рода, потому что они слаще, чем стебли женского рода. Вынимают сердцевину и из них формируют лепешки (йуйру) и высушивают.
Кутайкут, собирают в конце августа и в начале сентября — это горькие корни.

Уутту — это корни, которые делают массу белой.

Корни рмнрм собирают в августе — это сладкие корни.
Кльляльну — икра горбуши.

Нк*лугы — ядра шишек.

Кипяченая вода добавляется в течение всего процесса, для того чтобы довести массу до состояния кашицы.
Все компоненты потихоньку толкутся до однородной массы, готовую массу делят на несколько частей и в каждую из частей добавляют ягоду — шикшу, бруснику, морошку, голубицу. По желанию можно добавлять сахар. Затем все замораживается.

Данное блюдо используется в традиционном, национальном, корякском празднике «Хололо». Праздник посвящен проводам морского зверя — нерпы. Тылк*тыл является главным блюдом на празднике, им угощают гостей и используют в обрядах и ритуалах.

В каждом корякском селение, в каждой семье делают его по своему рецепту, но коренья и травы составляют главный компонент блюда. Сбор трав, кореньев и ягоды, а так же шишки осуществляется в августе и сентябре месяце.

Данный рецепт предоставила Оксана Егоровна Волкова (Авва), уроженка села Рекинники, Карагинского района.

«В селе Ачайваям вылов лосося начинается в конце июля, ночью или утром, пойманную рыбу оглушают, оставляют на берегу. Затем разделывают для сушки и засолки для использования в зимнее время.
Сушат на солнце два дня, переворачивают, чтобы быстрее подсохла режут полосками по 1,5 см или 2см., далее под тентом дней пять потом проветривают день без тента, потом убирают в балок.

Спинки, брюшки у самцов солят на зиму, у крупных самок спинки иногда брюшки, подвяливают, чаще используют для еды.

В прежние времена местные жители икру не солили, а для употребления в пищу сушили.

Сушеную икру добавляли, в разные блюда, например, в национальное блюдо коявто. Для его приготовления необходимо в ранее заготовленный бурдюк из нерпичьей шкуры положить вываренное пюре из листьев оленьей травы (горец) собранный женщинами в конце июня, чтобы было много листьев, пюре варят 2-3 часа, перемешивают, после толченную высохшую траву растирают на камнях, как пюре. Добавляют нерпичий жир, сушенную икру лосося. Заполненный бурдюк помещали в яму, потом ветки гальку дерн, осенью до холодов вытаскивали. В старину каждая семья заготавливала несколько бурдюков. Перед использованием добавляли ягоды шикши.

В честь Полярной звезды на забой в декабре празднуется чукотский праздник Пегиттын. Перед забоем для совершения обряда из этой травы делают оленят вместо глаз шикша, вместо рожек — ветки вербы.
В конце апреля в табуне отмечается весенний праздник оленят, когда большая часть табуна растелилась, чтобы было много оленят. В мешок из оленьего камуса складывают оленят из травы, мясо важенки в декабре забивают, оно хранится всю зиму без доступа воздуха в холодном месте, 2 рыбы самка и самец, свежий голец.

Из нежирной рыбьей кожи делают клей для бубна, мешочков из гусиных лапок: деревянный обод намазывали клеем, и обтягивали.

Из дымленой шкуры делают прочные перчатки, из шейной части оленей шкуры делали торбазные завязки, перчатки белые красили брусникой, затем кипятили, а потом вышивали узоры оленьим волосом».

Людмила Максимовна Ивтагина, с.Ачайваям

Человек и окружающий мир … Что роднит эти миры и что их разделяет?

Готовых ответов на эти вопросы нет. Одно из видовых отличий человека — его способность ценить и творить красоту.

Из этого древнего мировоззренческого истока и родилось традиционное народное искусство. В нем слиты: утилитарное и эстетические начала — в каждой конкретной рукотворной вещи.

Органично вплетая прекрасное в формы своего бытия, каждый народ делает это по — особому, исходя из присущих ему эстетических канонов. Их во многом определяет специфика природного окружения, хозяйственная деятельность, особенности многовекового исторического пути народа.

Удивительно сочетаются лаконизм и изящества формы, национальные своеобразия орнамента оживляют вещи, делая их более заметными, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы. Национальный характер орнамента проявляется в выборе материала, мотивах орнаменте, отборе цветов и композиции мотивов. Различия в орнаменте наблюдаются и в региональных группах. Орнамент северных, в сравнении с южными, отличается особой строгостью, четкостью. В орнаменте преобладает чаще всего несколько цветов. Оттенков только одного красного цвета шестнадцать, синего — одиннадцать, зеленого, желтого и коричневого — более двадцать.
В недавнем прошлом хозяйство было натуральным. Все необходимое для быта и промыслов народы Севера изготавливали сами. Издавна существовало разделение труда по производству и отделке одежды, обуви, утвари и других бытовых предметов. Мужчины обычно занимались изготовлением и отделкой изделий из кости, дерева и металла, женщины обрабатывали шкуры и бересту, выделывали ровдугу, шили вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их.

Особенно велика и разнообразна роль женщины в области декоративного искусства.

Используя тот или иной материал, мастерица применяла определенные приемы его обработки, переданные предыдущими поколениями, внося свои варианты оформления, придавая неповторимость и индивидуальность.

Декоративно — прикладное искусство народов Севера само по себе уникально, все работы мастеров и мастериц выполнены в единичном варианте с особым авторским взглядом. Рисунки и узоры и даже техника изготовления работ предаются от матери к дочери, от отца к сыну.

Материалом для работ служат мех, выделанная кожа оленя, тюленя, ровдуга; рога, бивни, береста и другие.
В современное время технологического прогресса трудно встретить широкое использование, например, рыбьей кожи. Казалось бы, что можно сделать из небольших кусочков рыбы?

В древности народы Севера для изготовления одежды использовали кожу рыб (налима, осетра, лосося). Платье из рыбьей кожи продолжало жить у народов приамурья до начала 20 века. Его надевали во время дождя, на рыбный или иной промысел. Позднее из рыбьей кожи изготавливали орнамент, которым украшали одежду из ровдуги, обувь. Кожу окрашивали в коричневый цвет отваром лиственницы или черемухи.

В хозяйстве коренных народов Камчатки в прежние времена использовалось применение рыбьей (лососевой) кожи.

Уникальные работы из рыбьей кожи, выполненные мастерицами из Олюторского, Карагинского, Тигильского районов теперь можно увидеть чаще всего в краеведческих музеях.

В настоящее время на Камчатке это мастерство встречается очень редко.

Татьяна Николаевна Голикова была одной из выдающихся мастериц создавать предметы искусства из самых неожиданных материалов.

Татьяна Нико¬лаевна — редкая мастерица, члена Творческого Союза художников РФ, ее рабо¬ты хранятся в фондах окружного и об¬ластного музеев, в частных коллекци¬ях, в музеях Японии, Аляски.

1937 г. 1 сентября с. Анапка.
Мама: Чечулина Мария Иннокентьевна
Папа: Чечулин Николай Николаевич
Неграмотная, в школе не училась совсем
Работать в табуне начала с 17 лет в колхозе «Тумгутум» и потом после реорганизации в совхозе «Карагинский» до самой пенсии.
Получила Орден «Мать- героиня»
От Л.И. Брежнева имеет книгу с дарственной надписью.

Золотые руки мастерицы

Именно «Золотые» руки, так можно сказать о великолепной мастерице Татьяне Николаевне Голиковой – (корякское имя Лэкына – весна). Родилась она 7 мая 1937 года в селе Анапка в семье Чечулиных Марии Иннокентьевны и Николая Николаевича. Родители научили Татьяну всему необходимому в жизни. В школе не училась. Начала с 17 лет работать в колхозном табуне «Тумгутум», а после реорганизации до самой пенсии в совхозе «Карагинский».

Муж Голиков Савелий Васильевич – (корякское имя – Санва ударение на первый слог), родился 7 ноября 1933 года, так же как и Татьяна Николаевна, в селе Анапка. Воспитывался в семье старшего брата Голикова Ивана Васильевича (корякское имя – Амьяв). В 1940 г. Савелий Васильевич пошел в школу, закончил в 1947 г. четыре класса. С 1948 г. начал работать в кооперативе, затем в колхозе «Тумгутум», после реорганизации в совхозе «Карагинский» и до самой пенсии. Был членом КПСС. Имеет ордена и медали за работу в оленеводстве. Некоторые награды хранятся в Корякском окружном краеведческом музее.

В счастливой творческой семье, в атмосфере любви, заботы и труда родилось 11 детей. В настоящее время известно, что Вера – живет в п. Оссора, кадровик в тубдиспансере; Алексей, Иван – живет в г. Петропавловск-Камчатский; Светлана – ведущий методист КГБУ «КЦНТ» п. Палана; Елизавета и Ирина – живут в п. Оссора; – проживает в г. Петропавловск-Камчатский.

Татьяна Николаевна имеет множество медалей, дипломов, различных наград в числе которых и Орден «Мать – героиня». От Л.И. Брежнева награждена книгой с дарственной надписью. В 2008 году семья Татьяны Николаевны и Савелия Васильевича Голиковых отметила изумрудную свадьбу.

Начиналась семейная жизнь Татьяны Николаевны и Савелия Васильевича 55 лет назад. Татьяну сосватали, привезли в табун и выдали замуж за Савелия. После свадьбы она осталась жить и работать в тундре. Пока мужчины выпасают оленей, женщины занимаются бытом: с самого раннего утра и до позднего вечера готовят пищу для оленеводов, наводят порядок, следят за очагом. С вечера до рассвета шьют меховую одежду для работников оленеводческого звена. У коряков – не жена, а мамушка. Она практически усыновляет всю бригаду оленеводов, забота о них ложится на ее плечи – надо просушить одежду, обувь, мамушка лечит подопечных, тревожится за каждого.

Работая в табуне, Татьяна Николаевна не прекращала шить красивые вещи. Из тундры отправляла новые рабо¬ты в райцентр. Самой запоминающейся была первая районная выставка, а уже в дальнейшем ее работы приобретали фонды окружного и областного музеев, иностранцы для частных коллекций.

Татьяна Николаевна и Савелий Васильевич – жители карагинской земли. Удивительно добрые, богатые душой и жизненным опытом люди и мастера на все руки. Они безотказно и активно принимали участие в проекте «Экология. Культура. Быт.», во всех семинарах, дискуссиях, выставках по передаче опыта традиционных знаний, по сохранению лососевых пород. Жизнь в тундре, кочевье из стойбища в стойбище сделали их выносливыми, терпеливыми, сильными.

Есть своя изюминка в танце и мелодии семьи Голиковых. Дочери Вера и Светлана шьют изделия декоративно – прикладного творчества, участвуют в национальных ансамблях. Внучки Аня и Алина, при жизни бабушки Татьяны вместе с ней, учили корякские танцы, с большим интересом впитывали мастерство горлового пения и прикладного творчества. Самый младший внук Дима проявляет большой интерес к национальному инструменту – бубну. Играет и припевает, подражая крикам обитателей тундры.
Татьяна Николаевна от матери переняла метод покроя и шитья национальной одежды. Со временем выработался свой стиль шитья и украшения изделий, непохожий на других мастериц. Меховые изделия необычны, неповторимы, оригинальны, так как у них свой колорит, своё направление рисунка. Её сувениры из оленей замши, гусиных лапок, рыбьей кожи и нерпичьей шкуры отличаются от работ других мастериц великолепными бисерными узорами и вышивкой из лаутена (морской крашеной травы). Она единственная в Палане кто применял старинный метод шитья изделий с подгорлового волоса из шерсти оленя, благодаря чему все работы Татьяны Николаевны всегда оценивались на высшем уровне. Она сама говорила, что на изготовление красиво украшенной праздничной кухлянки иногда уходит до 5 лет, работа кропотливая, требующая немало времени, сил, терпения и стараний. Потому и своим детям частенько замечала, чтоб учились у неё, пока она жива. Её работы хранятся в фондах краевого и корякского музеев, в частных коллекциях, в музеях Японии и Аляски. Достаточно большое количество изделий Татьяны Николаевны имеется Корякском окружном краеведческом музее.

История семьи ГОЛИКОВЫХ вписана в летопись Корякии. Величайший вклад в культурное развитие корякской земли, красота и самобытность которой открывается людям благодаря искреннему творчеству, неоценим за бескорыстно преданное свое мастерство, знание местных обычаев, традиций, национальной кухни подрастающему поколению. Совершенно заслужена та признательность, которую адресуют сегодня дети, внуки и все, кто имел и имеет счастье общаться с талантливыми людьми. Благодарность потомков за то, что удалось сохранить в душе удивительное богатство культуры своих предков, не знает границ.

ИЗ КОЖИ РЫБ

Когда русские землепроходцы появились в низовьях Амура, они очень точно определили характерные особенности культуры аборигенов этого региона:
«Живут на том острове (Сахалин. — При-,меч. авт.) иноземцы многие — гиляки породою, — говорится в одном из русских документов XVII века, — юрты у них деревянные, а носят летом платье из кож рыбьих, а зимой носят шубы собачьи. А ездят зимою на собаках нартами, а летом в лодках деревянных, держат в улусах своих собак по 300, и по 400, и по 500 и больше, и медведей кормленых держат, а едят они рыбу, и собак, и медведей, и всякие морские звери».

Позднее, в середине ХТХ века, эти наблюдения первых русских исследователей были подтверждены участниками Амурской экспедиции Г.И. Невельского и академиком Л.И. Шренком.

Из рыбьей кожи амурские народы не только шили одежду, обувь, но и выделывали паруса, ею занавешивали окна… Одним словом, этот материал использовался наряду со шкурами морских и лесных зверей. Широкое распространение изделий из рыбьей кожи, в том числе и одежды, среди обитателей Нижнего Амура и Сахалина дало повод еще в XVII веке назвать их «рыбьекожим народом» — юпитада.

И хотя процесс выделки кожи кеты, горбуши, тайменя, сазана был очень трудоемким, это не останавливало народных мастериц. На халатах, рукавицах, обуви, головных уборах, коврах, сумках, кисетах, сшитых из рыбьей кожи, мы найдем самые разнообразные рисунки. Особенно нарядными, конечно, были женские халаты, расшитые изображениями орла, оленя, различных рыб, драконов, летучих мышей… Женские же свадебные халаты, казалось, горели жаром — таким мощным был колорит вышивок, призванный передать силу земной жизни.

Удэгейские мастерицы издревле оценили достоинства рыбьей кожи — легкость, эластичность, прочность.
К тому же она обладает прекрасными водоотталкивающими свойствами. Сшитые из нее халаты и обувь никогда не промокают и всегда нарядны. Ведь цветовая гамма рыбьей шкуры очень богата — от черных до золотистых топов. Именно поэтому удэгейки стремились использовать ее для украшения одежды — из нее
вырезали детали орнаментов. Чаще всего узоры из рыбьей кожи приклеивали к основе и пришивали цветными шелковыми нитками.
Особенно нарядно смотрелась на одежде аппликация из окрашенных и неокрашенных кусочков рыбьей кожи. Для окрашивания использовали растения, древесный уголь, икру рыбы. Чтобы закрепить краски, нитку смазывали рыбьим жиром или соком папоротника. На рыбью кожу иногда нашивали ракушки и металлические подвески, колокольчики и пуговицы. У каждой удэгейской мастерицы хранилось множество трафаретов орнаментов, вырезанных из рыбьей кожи. И сегодня еще жива эта традиция. А обработать кожу рыбы не так уж сложно. Любой может при желании этим заняться.
Прежде всего очень важно правильно снять кожу — на ней недопустимы порезы и дырочки. Для этого необходим не очень острый нож. На схеме показано, как делать надрез 1,1 (фото 1-3). Кожу аккуратно отделяют от тушки руками (фото 4-5) либо осторожно накручивая па нож (фото 6).
После того как шкура снята, ее нужно тщательно высушить. Если она тонкая, лучше ее предварительно размять вручную (фото 12). У вас на глазах она станет чистой, без чешуек, и мягкой. Но это еще не все, после того как шкуру помяли, удаляют остатки мездры с внутренней стороны ровдуги (фото 7 — 11). Затем ее рекомендуется отшлифовать наждачной бумагой, как показано на фото 13, либо ножом (фото 15). Теперь прогладьте шкуру чуть теплым утюгом — она станет ровной, гладкой, нежно-желтой, однотонной. Желательно с лицевой стороны с помощью пинцета удалить сумочки, где находились чешуйки (фото 16).
Теперь можно вырезать детали орнамента (фото 17 — 19). Прежде для прочности кожи после обработки шкурки дополнительно коптил и. Кожа кеты и ленка — лучший материал, он прочен и не промокает. Не бойтесь экспериментировать. Выделка не так сложна, как может показаться. Не выбрасывайте и кожу копченой рыбы, используйте ее, как это делают удэгейцы. Желаю вам успеха. Думаю, этот материал вам понравится.
О. КОЖИКАЕВА, художник-стилист с. Красный Яр, Приморский край. Рисунки автора Фото В. ЗАГУМЕННОВА
Нитки из рыбьей кожи
Кожу красницы, либо кеты тотчас снятую с пойманной рыбы расправляют на доке, нарезая, затем остроконечным ножом разрезают на тончайшие полоски — ремешки. Нитеподобные срезы незамедлительно вытягивают руками. В конце концов, ремешки сырой кожи растягивают до такой степени, что они становятся вполне похожими на нитки — очень тонкие и длинные. Затем их сушат на воздухе.
Заготовка рыбьей кожи.
Предпочитается нежирная кожа рыбы, т.е. Пойманная к концу лета (голец, кета, красница — все это молодые виды рыбы, подходящий материал для работы по пошиву из кожи). Снятую кожу необходимо растянуть на подставке, либо воткнуть специальные колышки, дать высохнуть. Затем сложить в стопку, придавить. Коже нужно придать рабочую форму — разминают до приобретения мягкости, затем снимают острым ножом чешуйки. После этой процедуры материал готов для пошива.
Украшение для изделий.
Мастерицы в декорировании своих шедевров фантазийно находят применение не только для кожи рыб. Маленькие сумочки, бижутерия и даже элементы одежды украшены рыбьими позвонками, хвостом и плавниками.
Камчатский клей
Местные хозяйки для того, чтобы склеивать мелкие детали на одежде, либо на украшениях использовали клей своего приготовления. Кожу рыбы варили с небольшим количеством воды, в результате получалась клеевая смесь.
Похожей же смесью красили замшу.
Наносили клей, давали немного подсохнуть, затем растирали камнем.
Т.Н.Голикова

Использованная литература:
1. С.П.Крашенинников «Описание земли Камчатки», любое издание.
2. Г.В. Стеллер «Описание земли Камчатки», Петропавловск-Камчатский, 1999г.
З. В.Н. Тюшов «По западному берегу Камчатки», СП/б/, 1906г.
4. Е.П.Орлова «Ительмены», СП/б/, 1999г.,
5. В.Е. Быкасов «Экология как отражение психологии», газета «Камчатка/ Спецвыпуск к газете «География», № 19-20/ 93г.
6. К.Н. Халоймова «Экология языка и культуры», Сб. «Культурно-историческое развитие народов Камчатки», Петропавловск-Камчатский, 1999 г. С. 161-163.
7. В. Н. Леман, Е. В. Есин ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ лососеобразных рыб Камчатки Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии
Издательство ВНИРО 2008г
8. Л.Г.Хамидулина, лекции по теме: «Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование» в учебно — воспитательной деятельности»
9. Панкратова Ольга Александровна учитель биологии средней школы №33 г. Петропавловск-Камчатский, презентации уроков «Жизнь диких лососей Камчатки», «Тихоокеанские лососи».
10. А.Т. Уркачан «Вэемлен» (Лесная) – земля моих предков. Издательство «Камшат», г. Петропавловск — Камчатский,2002г.
11. Лихатович Джим «Лосось без рек». Издательство ООО «К и Партнеры», г. Владивосток, 2004 г.
12.Фото и материалы из архива Корякского окружного краеведческого музея»
13. А. Завалишин, «Живи, северный человек», региональный информационный дайджест «Северная Пацифика» №2(10)/2000
14. Альбом «Камчатка – страна лосося Дегай Татьяна, ЭЭИЦ «Лач», ООО «Камчатпресс», г. Петропавловск Камчатский,2008 г.
15. К.Н.Халоймова «Рыбы» Корякский филиал КГОУ ДОВ 2Камчатский институт ПКПК», ООО «Камчатпресс», 2012 г.
16.
17. ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ “ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ КАМЧАТКИ” 2 часть. Петропавловск-Камчатский, 2008
18. Клоков К.Б. Традиционное природопользование народов Севера: концепция сохранения и развития. Санкт-Петербург: Этногеографические и этноэкологические исследования. Выпуск 5, 1997. – 91 с.
19. Шарахматова В.Н. Роль рыболовства в традиционном хозяйстве коренных народов Камчатки// Социально-экономические проблемы развития Камчатской области (Материалы научно-технической конференции 25-26 февраля 2002 г.) — Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ, 2003. – С. 91-94.
20. Шарахматова В.Н. Традиционные знания коренных народов и их роль в соуправлении природными ресурсами// Ветер веков в парусах России (материалы ХХ С.П. Крашенинниковских чтений). Научный редактор И.В. Витер — Петропавловск-Камчатский: Изд-во информационно-издательский центр Камчатской областной библиотеки им. С.П. Крашенинникова, 2003. — С. 140-143.
21. Бочарникова Т.Б. Традиционное хозяйство, рынок и охрана природы// журнал «ЭкоLogoS» № 17, 2003, С.5.

Макет альбома участвовал в проекте «Лосось в традициях коренных народов Камчатки» при поддержке Этно-Экологического Информационного Центра «Лач», по программе Тихоокеанского центра окружающей среды и природных ресурсов (ПЕРК) «Реализация усилий общин коренных народов по охране лосося на Камчатке»