И в сказках и в танцах живет ее душа

ЛУКАШКИНА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

 (12.02.1918 г —  28.06.1999 г)

Заслуженный работник культуры РСФСР, организатор Корякского национального ансамбля «Мэнго», педагог, ветеран труда,  почетный гражданин Олюторского  района.

12 февраля 2018 года Татьяне Петровне могло бы исполниться 100 лет.

 

  «В  селенье маленьком  Ковране,

   Где пурги зимние мели,

   Росла улыбчивая Таня –

   Цветочек северной земли.

   Потом учеба в Ленинграде,

   Чтоб после на Камчатке всей

   Жить-поживать, не славы ради,

   А жить с людьми и для людей…»

                                 Юрий Коровин.

 

Есть на Земле удивительное место, где среди высоких гор тянется к югу  бесконечная тундра, встречаясь на западном побережья Камчатки с извилистой, мелководной, богатой речкой, обрамленной кронами черемухи.   А  знаменитая сопка «Бабушка» столетиями охраняет  раскинувшееся неподалеку селение Сопочное. Вокруг вся тундра, словно красочная палитра, богатая наливной клюквой, золотистой морошкой, ароматной кимчигой, свежей жимолостью,  ярких красок добавляют душистая голубика,  шикша,  боярка, малина, брусника. Одна прелесть в лесу – красивый ковер из живых цветов, птицы поют разными голосами – рай земной. Таким вспоминала свой родной уголок Татьяна Петровна Лукашкина (Слободчикова), ныне которого   на карте не найдешь,  лишь на страницах истории округа.

Маленькая девочка с большим будущим родилась в ительменской семье Слободчикова  Петра  Васильевича 12 февраля 1918 года.  Отец,  был веселым человеком, очень любил детей,   зимой охотился,  а летом семья вместе с отцом проводила время на рыбалке. Этим  и жили Слободчиковы,  воспитывая пятерых детей, но счастье в семье было недолгим, в 1930 году    дети остались одни. Родителей заменила слепая бабушка. Юные помощники, выполняя все домашние заботы во всем помогали бабушке, оберегающей внучат теплотой и лаской.

«Школа в селе открылась в 1924 году, Татьяна Петровна очень трепетно относилась к учебе, с большим интересом постигала новые знания.  После окончания  начальной школы поехала учиться в Тигиль, в пятый класс. Активную общественницу, способную ученицу заметили учителя и весной 1934 года  рекомендовали Тане дальнейшую учебу в Ленинграде, в институте народов Севера.

С 1934 по 1938 год в ее биографии появляются новые строчки — учеба в институте. Студенческая жизнь оставила самые светлые воспоминания.  В институте Татьяна активно участвовала в ансамбле «Северное сияние», руководила которым заслуженный работник РСФСР, преподаватель института Т.Ф.Петрова – Бытова.  Юная артистка в 1936 году в составе ансамбля и делегатов участвует  на первом Всесоюзном фестивале народов СССР  в Москве.

В 1937 году за активное участие в самодеятельном творчестве премировали поездкой на слет — женщин стахановок в составе делегации Ленинграда. Заметка о передовой делегатки коренных народностей Камчатки и её портрет были опубликованы в «Комсомольской правде», а вечером в Колонном зале Дома союзов Т. Слободчикова выступила с трибуны слета, перед заседанием делегатов представили заместителю наркома просвещения, члену ВЦИК и Президиума Верховного  Совета СССР Н.К.Крупской. После беседы активисты сфотографировались с выдающимся деятелем. Снимок юной камчатской студентки с Н.К.Крупской  обошел многие газеты, статьи, помещен в экспозицию музея истории ЛГПИ им. А.И.Герцена.

Та далекая встреча определила многое в судьбе  молодой учительницы. Татьяна Петровна вспоминает, что перед встречей с Н.К.Крупской она взяла альбом и цветные карандаши – всю ночь рисовала торбаса, малахаи, рукавицы, кукули, кухлянки – предметы одежды северян. Пусть рисунки дополнят мой рассказ о трудной  доли камчадалов. Надежда Константиновна  расспрашивала  меня о Камчатке и напоследок сказала: «Учись, Танюша,  хорошо. Старайся узнать как можно больше. Ты повезешь на Север не только знания, но и культуру, новую жизнь!». В институте Татьяна принята в ряды ВЛКСМ, но незаметно пролетели годы учебы,  и настал день возвращение на Родину.

В 1938 году работает учителем начальных классов   Корякской  культбазы  в селе Апука. Здесь Татьяна Петровна столкнулась  с трудностями. Ительменка по национальности она попала к корякам, чукчам, эвенам. После первого урока плакала: дети её не понимали, она — их. Пришлось заняться  изучением корякского языка,  выручила учительница Лидия Александровна Ушакова. Она посоветовала все вопросы писать на русском и корякском языках. Сама же их и составила. В дальнейшем переводчиками были ученики. Вечерами сидела с ними, слушала произношение слов, составляла  словарь – вопросник. За год полностью освоила язык, знание которого помогало в дальнейшем всегда. Молодые специалисты Михаил Кичигин и Татьяна Слободчикова ездили по стойбищам  и возвращались с пугливыми черноглазыми детишками.  Молодая учительница учила не только грамоте, но и песням, танцам, старалась познакомить не только с корякскими, но и узбекскими, чукотскими, эскимосскими танцами. Вечерами мастерила костюмы. Юные артисты на собачках, оленях и катерах добирались до самых далеких участков, выступали в рыболовецких артелях, на культбазе.

В 1942 году Татьяна Петровна переезжает в Тиличики, а затем в Палану. Работает учителем, заведующей первым в Окроно детским садом, растит пятерых детей, выполняет обязанности члена окружкома КПСС. В то время вся Камчатка помогала фронту. Вся тяжесть легла на женские плечи: ремонтировали школу, красили мебель, ходили на воскресники, собирали и шили одежду для воинов, сдавала облигации  в фонд обороны. Такой и запомнилась Татьяне Петровне юность: беспокойной, не очень устроенной, но прекрасной. В Паланской школе – интернате девять лет была секретарем партийной организации. В школе преподавала уроки труда в 5 – 10 классах.

Была заводилой всех интересных дел: организовывала учителей на проведения тематических вечеров в школе, в Доме культуры. Тогда среди трудовых коллективов проводились конкурсы на лучший вечер. Интересно провели «Ситцевый бал» учащихся вместе с родителями. Татьяна Петровна помнит, как тайно от других готовили танцы, шили костюмы, готовили рассказы о ситце. Баянистом был Яков Жирков, с которым проработала год.

В Палане она занимается с коллективами художественной самодеятельности, создавая танцы, построенные на основе трудовых процессов, жизненных наблюдений с использованием национальной хореографии: «Мастерицы», «В табуне», «Нерпы», «Олень и олененок».

В 1995 году  танцевальный коллектив  села Палана выезжает на областной смотр художественной самодеятельности в Г. Петропавловск – Камчатский. Как руководитель коллектива на смотре Татьяна Петровна впервые награждена Дипломом областного смотра художественной самодеятельности.

1 января 1957 году  нарядившись «оленеводом» она впервые вынесла на суд зрителей сочинённую ею песню «Веселый пастух». За создание и исполнение веселой песни Татьяна Петровна награждена настенными часами. Позднее Г.Г.Поротов обработал эту песню, добавил припев, а областной Дом народного творчества издал её.  Сегодня песня вошла в золотой фонд репертуара художественной самодеятельности нашего округа.

Планомерная работа по выявлению и подготовке национальных самодеятельных певцов, танцоров, музыкантов, проводимая Т.П.Лукашкиной, энергичная поддержка национального творческого коллектива корякскими поэтами Г.Поротовым и В.Косыгиным, профессиональная помощь со стороны Т.Ф.Петровой-Бытовой, приезжавшей в Палану, предопределили рождение первого корякского ансамбля.

В 1963 году Татьяне Петровне, знатоку народных обычаев, традиций,

танцев была предоставлена возможность выступить в Хабаровске на первой конференции по искусству народов Севера с докладом « Об истории создания корякских танцев и сценических костюмов».  Её  доклад  иллюстрировался фрагментами танцев, отражающих быт и труд северных народов, для чего была собрана группа  талантливых танцоров. Татьяне Петровне была вручена благодарность Министерства культуры СССР.

В 1965 году с корякским ансамблем народных песен и танцев  едет в Москву на Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности в качестве руководителя.  Об этом снят фильм «Мы были в Москве», при просмотре  которого каждого охватывает гордость, неизъяснимый восторг.

…О скалы с грохотом бьются волны, шуму которых вторят живые чайки.

Рокотом бубна вторят шуму прибоя и самодеятельные артисты, женщины грациозно имитируют чаек, голосом повторяя их крик.

Звучит музыка. Танцоры  сами исполняют мелодию песни Нуелгита, танцуют «Молодость» и зажигающий « Норгали» и под долго неутихающие аплодисменты, пленив сердца не только москвичей, но и молодого хореографа Александра Гиля – парень из Украины, впоследствии великого танцора Корякии.  И ансамбль стоял  на самой величественной сцене страны – Кремлёвского Дворца Съездов. И среди всех – талантливая, добрая женщина —  Татьяна Петровна Лукашкина.  Национальные танцы в жизни её сыграли особую  роль, она не замечала у себя особых способностей, но именно участие в создании  танцевального искусства принесло ей славу. За вклад в дело развития национальной художественной самодеятельности было присвоено Татьяне Петровне звание Заслуженного работника культуры РСФСР.

 

Не смейте забывать учителей,

Ведь лучшее всё в нас  —

От их усилий,

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей.

                         Н. Воеводина.   

 

«…В 1965 году переезжает  в Корф,  Олюторского района она работает воспитателем детского сада, учит танцам детей, создаёт самодеятельный коллектив взрослых. Пионерский ансамбль «Северянка», созданный при школе – интернате. В 1968 году ансамбль  выступал во Всесоюзном пионерском лагере «Орленок», где занял 1 место. А Татьяна Петровна была награждена значком лагеря и Дипломом первой степени.

С 1972 года Т.П.Лукашкина работает в качестве методиста по работе с детьми в РДК с. Тиличики. Руководит  ансамблем «Молодость».  Обучает детей мастерству танца, открывает перед ними чарующий свет музыки.  Участники ансамбля – дети охотников и оленеводов, пластичные от природы, они объездили оленеводческие звенья, колхозы, совхозы, рыбозаводы, погранзаставы.  Над седой тундрой рокотали бубны, музыка и песни эхом отдавались по горам, долинам и сопкам…».  (Биобиблиографический список  «Дочь Севера», составитель Косыгина Ф.Н. пгт. Палана. 1990 г).

«…В небольшой комнате Дома пионеров одновременно ведет Татьяна Петровна  кружок национального прикладного искусства. На стендах развешаны изделия ребят. Неутомимая Татьяна Петровна  много времени отдаёт работе с детьми. Почти 50 детей посещают её кружок, она обучает мальчиков и девочек шитью из бисера, изготовлению различных поделок: корзиночки для грибов, ягод из цветной упаковочной ленты, которую собирают осенью на косе в Корфе.  Корзиночки, игольницы, спичечницы из осоки, которая растёт по всюду. Шьют  меховую одежду для кукол – шапочки, кухлянки, торбаса. Шьют сумки из капроновой лески, делают украшения из бисера – кулоны, бусы, браслеты, кошельки или  учатся украшать одежду бисером.

А вот интересные мысли Т.П. Лукашкиной, тезисы выступления, предложения о её работе с детьми.

Самое главное в работе с детьми – это ласковое, доброжелательное отношение к ним. Разговариваю с ними, как со взрослыми, тогда они лучше понимают, внимательнее слушают.

*        *       *

Вышивать бисером кулон «Радуга» очень сложно.  «Кто наблюдателен и запомнил, какая бывает радуга?» — спрашиваю у детей. Отвечают наперебой.

Нас окружают величественные сопки, которые и летом бывают в снегу. Удивительно это и красиво – белое на фоне зеленой тундры. Стремлюсь, чтобы сочетание цветов попало в вышитый ребятами узор. Работая с бисером, дети постигают красоту родного края, у них развивается любовь к нему.

*      *      *

Бисер любит точный счет, чёткую орнаментовку, цвет. Ошибиться нельзя, а значит и отвлекаться. В период работы дети не разговаривают. А я в это время рассказываю  им сказки. Думаю хорошее сочетание: орнамент и сказки. Ребятишки как бы впитывают в себя искусство своего народа.

 *     *    *

Возродили в кружке забытое ительменское искусство: изготовление корзин из морской травы. Это ценный материал. Раньше делали большие корзины с крышками, украшали орнаментами из цветных лоскутьев. Для сбор ягод плели маленькие корзинки с ручкой. Большие корзины удобны для перевозки на оленях и лошадях, в них складывали посуду.

Раньше было так: на все праздники мужчины приходили в расшитых малахаях, кухлянках, торбасах. Узор рассказывал о мастерстве женщины, хозяйки чума. Наши дети должны обязательно сохранить традиции.

*        *       *

Неоднократно я была на ярмарках и праздниках «День оленевода», «Хололо». К ним готовятся целый год. Шьют новые кухлянки, торбаса, малахаи. Глаза разбегаются, когда видишь всю эту красоту: орнаменты – из бисера и   меховые. С детьми сделали альбом образцов и узоров по бисеру и меху, думаем постоянно пополнять его. Тиличикская меховая фабрика, готовя свои изделия, использует орнаменты из наших альбомов. Жаль,  мало кто заглядывает в эти альбомы. А ведь каждый орнамент, каждый узор должен быть сохранён. (Газета «Народовластие» 15.02.1989 г «И вьётся бисера узор».

«В марте 1988 году готовятся к выставке своих работ к семинару «Творчество детей Севера» в городе Новосибирске. В Мраморном зале Государственного музея народов СССР была  Камчатская экспозиция, составлена из работ воспитанников Н.К.Хелол и Т.П.Лукашкиной: шитьё, вышивание, многочисленных рисунков, аппликаций, выжигание по дереву, создала коллективный портрет Камчатки, отразила её духовный мир, красоту природы…». (Газета «Камчатская правда» 20.03.1988 г. «Традиция продолжается»).

«…Впервые в истории, за 73 года Советской власти была организована уникальная творческая смена для детей народов Севера и Дальнего Востока на Всесоюзном пионерлагере «Океан» под г. Владивостоком.

Дети впервые познакомились с фольклором, национальными костюмами, самобытными песнями, частушками, уникальными сказками.

В течения сорока дней была предоставлена широкая панорама выступлений творческих коллективов детей чукчей, эвенов, коряков, саамов, якутов, бурятов, орочей и многих национальностей и народностей Дальнего Востока и Севера.

Татьяна Петровна в пионерлагере «Океан» вела кружок, который назывался «Бисерный узор». 80  детей учила работать с бисером: плести цепочки, браслеты,  кошельки, вышивать кулоны, плести прекрасные вещи из морской травы. В конце смены они научились делать  своими руками, а разнообразные сувениры увезли в подарок своим родным. А какие разнообразные, красочные костюмы и головные уборы! У каждого народа свои орнаменты и украшение  на костюмах, как – будто сидишь в волшебном мире всех народов Севера и Дальнего Востока.

Так же была организована выставка изделий, изготовленных детьми в Доме пионеров с. Тиличики. Каждая делегация в Книге отзывов написала свои впечатления  от выставки. А вот одна из характерных записей в книге: «Дорогая Татьяна Петровна! Сердечное  спасибо за Вашу искреннюю любовь к народному искусству, детям, к своему краю! Ваш труд будет иметь продолжение в делах учеников».  Они вдохновляют и дают большой эмоциональный заряд для дальнейшей творческой работе.

В искусстве – танцевальном или декоративно – прикладном – нужна связь поколений. Корякский танец – как ни записывай, ни описывай его, но если не видел ни разу, как его  танцуют, все равно потом  не научишся, не сохранишь его прелесть и самобытность. Только внутренние эмоции, характер, только от души и сердца – к сердцу, только из рук в руки старшего поколения.

Учитель в самом высоком смысле этого слова, она самоотверженно занимается с детьми   и в декоративно – прикладном искусстве  старалась Татьяна Петровна служить этому вечному делу. Передавая секреты выделки шкур, зная символику орнамента, Татьяна Петровна спокойна: после неё останутся ученицы, способные принять эстафету. Значит, ещё засверкают многоцветьем красок, поразят красотой узоров и смелостью линий изделия корякских мастериц –  прикладниц  на выставках, которые откроются в залах после неё…».   (Биобиблиографический список «Дочь Севера», составитель Косыгина Ф.Н. пгт. Палана. 1990 г).

Татьяна Петровна стала поистине путевой звездой, зажигая тысячи людей невидимым огоньком любви к своей родине.  Собрав огромный архив народных танцев, фольклорных материалов стала хранительницей традиционных знаний и  передала многим поколениям  в танцах, в сказках, в легендах, песнях и увлекательных произведениях, где и сегодня чувствуется сила неимоверной энергии передающейся с каждым движением, словом или мелодией.

 

Собрала и подготовила методист ИЗО и ДПИ КГБУ «Корякский центр народного творчества» И.Н. Точилина.